Почему для учителей нет льгот?!
Полезное
2 / 07 / 2018
Самая обсуждаемая в последнее время в средствах массовой информации, социальных сетях тема — вопрос престижности профессии учителя. Одним из важных факторов придания имиджу педагогов привлекательности, повышения их авторитета в обществе, несомненно, является достойное поощрение их труда.
Какими льготами сегодня обладает учитель в обществе? Почти никакими! Подумайте сами: победителям и призерам проведенных в городе Рио-де-Жанейро XXXI летних Олимпийских игр, XV летних Паралимпийских игр вручено денежное вознаграждение в размере 200 (за золотую медаль), 100 (за серебряную медаль), 75 (за бронзовую медаль) тысяч долларов США и по автомашине марки «Malibu». «Лучший фехтовальщик года-2017» Зайнаб Дайибекова получила автомобиль «Nexia»; завоевавший в 2017 году золотую медаль на чемпионате мира по боксу в Германии Шахрам Гиёсов и его тренер — по одной «Jentra»; ставшие чемпионами Азии 2018 года члены молодежной сборной команды Узбекистана по футболу — по автомашине марки «Malibu»…
По достоинству оцениваются и выигравшие различные престижные смотры-конкурсы, проводимые в нашей стране. Например, победитель проводимого по инициативе главы государства состязания по чтению Корана Йулдошбек кори Иброхим угли Нуриддинов награжден автомобилем «Jentra»; победитель смотра-конкурса «Юный читатель» Мохинисо Шомуродова — «Spark». Триумфаторы проведенного в Намангане праздника цветов (частный предприниматель Мирзохид Холмирзаев и АО «Наманганское региональное предприятие электрических сетей») также получили машины «Spark».
Такое награждение достойных — показатель высокой оценки их труда. Поощрение мотивирует их на достижение новых высот. Но почему среди них нет педагогов?.. Как у нас награждают лучших учителей? Например, победителей смотра-конкурса «Лучший учитель-предметник года—2018»? Первенствовавшие в этом состязании с наибольшим контингентом участников педагоги (в общеобразовательных школах страны работают более 400 тысяч специалистов) были поощрены лишь нагрудным знаком «Отличник народного образования Республики Узбекистан», дипломами и «ценными призами».
В основе высоких достижений каждого нашего соотечественника лежит тяжелый и кропотливый труд учителей и наставников. Если это так, не было бы более справедливым награждать в первую очередь педагогов? Неужели нет возможности подарить победителям смотра-конкурса «Лучший учитель-предметник года» жилье или машину?
Раньше такая практика существовала. В частности, учитель родного языка и литературы общеобразовательной школы № 70 Юнусабадского района столицы Дилфуза Ганиева является победителем смотра-конкурса «Лучший учитель-предметник года—2000». Районным хокимиятом она была награждена трехкомнатной квартирой. А в 2001 году победительнице этого состязания, учителю школы № 1 Пскентского района Ташкентской области Рахиме Мирхоликовой была подарена автомашина «Tico».
— Никогда не забуду эти мгновения. Когда получила ключи от автомобиля, от волнения у меня тряслась рука. Все коллеги радовались моему счастью, — вспоминает Р.Мирхоликова. — Такое внимание учителям со стороны государства вызывало белую зависть у всех. И даже многие из учеников тогда мне говорили, что тоже хотят стать педагогами. А их родители ставили нас в пример, подбадривая детей.
Кроме поощрений за победы в конкурсах и соревнованиях для представителей различных профессий установлены льготы. В частности, активно проработавшим более трех лет в системе Союза молодежи Узбекистана сотрудникам оплачивается первоначальной взнос ипотечного кредита для приобретения жилья, активным участникам организации, являющимся студентами бакалавриата и магистрантами высших образовательных учреждений, покрывается 35 процентов от стоимости контракта из средств фонда развития организации. Председателям областных, городских и районных советов союза выделены 15-процентные льготные кредиты сроком на 10 лет для первого взноса на приобретение автомашин «Matiz» и «Damas».
Если работники железнодорожной сферы на основе долгосрочного льготного кредита приобретают квартиры в новостройках, возведенных на основе типового проекта, первоначальный взнос оплачивается акционерным обществом «Ўзбекистон темир йўллари».
Многим известно о льготах, предоставляемых военнослужащим. Например, когда они обеспечиваются жильем, арендная плата покрывается за счет государства. Успешно прошедшие военную службу и получившие характеристику воинской части молодые люди могут поступить в высшее образовательное учреждение на льготной основе. Согласно недавно подписанному Президентом страны постановлению теперь и дети военнослужащих получили право обучаться в вузе на льготных условиях, а их чада дошкольного возраста будут посещать специальные детские сады. Кроме того, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов освобождены от уплаты налогов по статьям 180, 275 и 308 Налогового кодекса Республики Узбекистан. В установленном законодательством порядке они имеют право бесплатно пользоваться железнодорожным, воздушным, водным и городским общественным транспортом…
С целью развития в нашей стране шелководства на каждого выращивающего шелкопряд гражданина заведена трудовая книжка, и он освобожден от уплаты подоходного налога.
Можно продолжать этот список льготников. К сожалению, среди них нет представителей самой благородной и почетной профессии. До 2004 года еще сохранялись определенные льготы на коммунальные платежи и налоги.
— Когда я работала в столичной школе № 157, нам бесплатно предоставлялось до 100 кВт электроэнергии, действовала 50-процентная скидка на потребление газа, налог на имущество, — говорит Дилдора Рахимова. — Бесплатно выдавались карточки для проезда в общественном транспорте. Кроме того, нуждающимся учителям выделялись земельные участки для возведения жилья. На мой взгляд, надо восстановить подобные привилегии.
— Женщинам-учителям, имеющим необходимый стаж работы, нужно предоставить право выходить на пенсию с 50 лет, — отмечает учитель школы № 123 Учтепинского района столицы Сурайё Азимова.
— С детства мечтал стать педагогом, — делится столичный предприниматель Бахтиёр Баходир угли. — Закончив университет, вернулся в родную школу № 274. Директор в тот же день взяла на работу, сказав: «Пусть в школе будет как можно больше учителей-мужчин». В 2002—2004 годы преподавал предмет «Идея национальной независимости и основы духовности». За это время женился, стал отцом. Круг моих обязанностей значительно расширился, для содержания семьи требовалось много зарабатывать. По этой причине стал искать работу с более высоким доходом. Неоднократно задавал себе такой вопрос: «Как же мои родители обеспечивали семью заработной платой учителя?» Говорят, в то время был ряд льгот. Такая поддержка позволяла сохранить престиж профессии. А я… Как бы тяжело мне ни было в свое время предпринять такой решительный шаг, был вынужден оставить своих коллег, любимую профессию и выбрать другую сферу деятельности. По-моему, для того, чтобы увеличить число мужчин-педагогов, в первую очередь, надо заинтересовать их с материальной стороны. Ведь они — опора семьи.
Бурхониддин Маргинони в произведении «Ҳидоя» приводит такой рассказ. Однажды один из бухарских ученых проводил занятия в учебном заведении Бухары. Читая лекции, он периодически приподнимался с места. Когда он повторил это действие несколько раз, кто-то из учеников спросил о причине. Ученый ответил: «Когда младший сын моего учителя играет на улице с детьми, иногда он подходит к двери. И каждый раз, когда мальчик приближается, я из уважения к наставнику приподнимаюсь с места».
В заключение хотелось бы сказать, что достойное поощрение труда учителей, предоставление им дополнительных льгот и привилегий побудит их работать с еще большей самоотдачей и преданностью, послужит повышению престижа профессии, привлечению и возвращению в сферу воспитания и образования подрастающего поколения педагогов по призванию.
Хайрулла АБДУРАХМАНОВ.
Гулюз ОРИФЖОНОВА.