Актуальные вопросы решаем сообща
Полезное
17 / 08 / 2018
Сегодня мы замечаем общую тенденцию снижения качества преподавания русского языка как в школе, так и в других образовательных учреждениях. Любить свой народ и родной язык вовсе не значит стремиться к замкнутости и обособленности. Задача каждого народа состоит в том, чтобы всячески расширять, углублять экономические, культурные, политические связи с другими народами. В этом отношении неоценимую помощь нам оказывает русский язык, который служит сплачивающим, консолидирующим, объединяющим фактором в отношениях между народами. Необходимо с новыми идеями и как можно скорее взяться за совершенствование учебного процесса при обучении русскому языку в школе.
Многолетний опыт преподавания подсказывает: проблема свободного владения русским языком не будет решена без практической направленности обучения младших школьников и до тех пор, пока ученики еще в начальных классах не приобретут прочные навыки сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для этого необходимо уделить внимание начальному образованию, когда дети заинтересованы учебной деятельностью. Проблема еще и в том, что некоторые учителя недостаточно доводят до учащихся новый материал, ученики не усваивают необходимой базы знаний начальной школы, и у них постепенно пропадает интерес к языку. А последовательность и преемственность обучения в том или ином классе предусматривает усложнение учебной программы. В зависимости от учебных целей и задач синтаксическая структура текстов и характер заданий усложняются. И в результате в средних и старших классах ученикам уроки кажутся скучными, в итоге мы сталкиваемся с низкими качес-твом знаний и успеваемостью.
Уроки в начальных классах должны обеспечивать единство лексической и грамматической работы, связывающей все виды речевой деятельности, а также должны быть богаты новыми игровыми методами, которые помогут ученикам в усвоении изучаемого материала.
Необходимо на занятиях формировать навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Хороший результат дает беседа по иллюстрации или описание картины. Развитию связной речи способствуют переводы маленьких текстов с родного языка на русский, составление диалогов на заданную тему.
Особое место в работе по развитию речи занимает лексико-фразеологическая работа. У многих учителей на уроках русского языка отсутствует целенаправленная и систематическая работа с лексикой и фразеологией. Недостаточна работа и над словарным минимумом, несмотря на то, что у большинства учеников беден словарный запас. Для этого нужно уделять внимание толкованию новой лексики, переводу на родной язык и объяснению слов при помощи синонимов или антонимов, опираясь на контекст и описание значения слова с помощью словаря. При этом учителю важно определить, когда и какой выбрать прием объяснения нового слова.
К сожалению, встречаются учителя, которые не соответствуют предъявляемым к педагогам требованиям. Тетради учащихся проверяются поверхностно: пропускаются ошибки, нет системы в работе над их исправлением.
Серьезным недостатком в работе педагогов является отсутствие творческих методов, активизирующих работу учащихся. Учителя привыкли строить урок по общеизвестной схеме (опрос, объяснение, закрепление материала), пренебрегая активным включением учеников в учебный процесс на уроке. Речь идет о ролевых и деловых играх, об уроках-диспутах и уроках-дискуссиях в старших классах. Если уроки-диспуты подходят для уроков литературы, то деловые и ролевые игры приемлемы для уроков русского языка.
Традиционными должны стать в школе дни русского языка, викторины, конкурсы, предметные вечера и утренники, которые проводятся на русском языке.
Каждому учителю прежде всего нужно поставить перед собой цель: учить не просто языку, а общению на неродном, русском языке, чтобы ученики, окончив школу, могли свободно владеть русской речью в ее устной и письменной формах.
Русский язык признан как один из мировых языков, и это говорит о необходимости глубокого и всестороннего его изучения. Среди учителей немало творческих, инициативных специалистов. Необходимо найти и собрать их вместе, чтобы решить некоторые проблемы изучения русского языка и обсудить пути их решения. Для этого отличным средством является интернет-пространство, которое может объединить педагогов, несмотря на расстояния.
Интернет дает возможность массового общения людей, объединенных различными интересами. Для этого используются интернет-форумы, блоги и социальные сети, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получает возможность не просто общаться, но и получать полезную информацию, делиться плодами своего творчества с многомиллионной заинтересованной аудиторией.
Чтобы объединить инициативных и творческих учителей в октябре 2017 года в Telegram-кроссплатформенном мессенджере, который позволяет обмениваться сообщениями и медиафайлами многих форматов, я открыл группу для педагогов-филологов (t/me/filoljgi_uz). Она была предназначена для учителей русского языка, которые преподают в национальных школах нашей страны. Хотя количество участников меньше 1800, но постепенно к группе присоединяются учителя из областей. Особую роль в группе играют администраторы — Моника Шаряева из Бухары, Барно Турсуналиева из Ферганы, Дилфуза Бобоева и Марьям
Мухамедова из Ташкента, которые своим творческим задором, энтузиазмом поддерживают, помогают своим коллегам.
Цель группы состоит в том, чтобы искать пути решения актуальных вопросов преподавания для обеспечения его качества, формирования у учащихся системы знаний, а также в оказании методической помощи друг другу. В группу могут включиться все желающие, кому небезразлично преподавание русского языка и будущее детей. Мы делимся своим идеями, материалами, новшествами, чтобы поднять качество работы учителей.
Максуд СУВАНОВ,
учитель общеобразовательной школы № 226 Яшнабадского района.
Город Ташкент.