Когда ребенок начинает взрослеть
Полезное
22 / 09 / 2018
Каждый родитель однажды сталкивается с тем, что его чадо вступает в этап подросткового развития. Это период в жизни человека, который является переходным между детством и взрослостью. Довольно сложно дать конкретную возрастную периодизацию этому этапу, так как для каждого она индивидуальна, но, тем не менее, нижней границей может быть возраст 10 лет, а верхней — 17. Различия колеблются в зависимости от пола подростка, а также биологической перестройки организма, его взросления. Если данный вопрос рассматривать в разрезе общего среднего образования, то этот этап развития охватывает отрезок с 4-го по 9-й классы.
Ситуация, когда прежде покладистый и послушный ребенок вдруг становится почти неуправляемым, начинает грубить окружающим, особенно близким людям, прогуливать уроки и совершать весьма необдуманные поступки, знакома многим папам и мамам. В этом случае воспитание подростка будет отличаться от подхода к детям более раннего возраста. Родителям ребенка 13–15 лет необходимо отойти от стандартных, привычных способов, нотационных бесед. Основные критерии взаимодействия в этот период — показать подростку, что действительно важно для его родных и близких людей, приоритеты должны определить сами взрослые. Например, акцентировать внимание на успеваемости в школе. Нужно, чтобы ребенок делился с родителями своими открытиями, переживаниями, эмоциями. Очень важно отслеживать моменты, когда он сталкивается с трудностями в учебе, чтобы вовремя наверстать упущенное с целью устранения пробелов в знаниях и недопущения снижения интереса к предметам.
Много времени и внимания подростки уделяют общению со сверстниками. Общаясь, молодые люди осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Каждому родителю необходимо приложить усилия к тому, чтобы сохранялось равенство между ними, и контролировать момент превалирования одной над другой.
Словосочетание «подростковый возраст» не должно пугать родителей, просто к нему нужно подготовиться как к новому, интересному этапу в жизни ребенка. Ведь совсем не обязательно, что послушные и примерные мальчики и девочки будут грубыми, раздражительными и начнут отрицать все, что прививали им дома, в семье.
Также важно помнить, что в этот период жизни подростки испытывают гормональный всплеск, то есть происходит не только психологическое, но и физиологическое взросление. Родителям необходимо быть теоретически подкованными, чтобы правильно воспитывать подростка, — эта задача не из легких, так как зачастую эмоции родных начинают управлять ими, чего нельзя допускать. Но не нужно пугаться, ее можно решить, причем различными способами. Самое главное — для получения верного результата в развитии личности не стоит игнорировать особенности сложного подросткового этапа.
В этом возрасте у ребенка процесс формирования личности проходит особенно интенсивно, и он сопряжен с рядом факторов. У подростка могут возникнуть проблемы с восприятием самооценки (кто-то занижает ее, а некоторые — слишком завышают). Основной задачей родителей здесь является определение степени перекоса в ту или другую сторону. Довольно часто детям в этот жизненный период становится сложно принять себя, так как они меняются и физически, что иногда вводит в замешательство, отражение в зеркале не радует, а разочаровывает. Этот момент нельзя игнорировать, следует уделять ему пристальное внимание как дома, так и в школе. Родителям необходимо вести беседы на тему физиологических изменений организма, потому что если это не сделают они, то просветят сверстники и, скорее всего, не лучшим образом. В школе были бы важны и интересны уроки психологии, когда дети могут откровенно, не стесняясь побеседовать на интересующие их темы.
Следующая проблема — эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся во вспыльчивости. В данном случае стоит задать вопрос родителям: «Вы сами умеете контролировать эмоции?», «Часто ли вы позволяете себе повышать голос?». Дети являются отражением поведения пап и мам, поскольку они думают так: «Если мама и папа так делают, почему нельзя мне?». Поэтому в этот возрастной период необходимо учиться управлять своими эмоциями, так как именно они в сочетании с неправильной самооценкой являются причиной конфликтов с родителями, учителями и сверстниками. Учиться необходимо всем — и взрослым, и детям — так как на последних могут отразиться промахи старших.
Ксения КРИШТОПОВА,
психолог общеобразовательной школы № 166 Яшнабадского района.
Город Ташкент.