ИРЦ: центр культуры и духовного роста личности
Полезное
8 / 10 / 2018
Создание возможностей и условий для становления гармонично развитой личности, обладающей современными знаниями и богатым интеллектуальным багажом — одно из приоритетных направлений деятельности информационно-ресурсных центров, которое неотделимо от процесса популяризации книги. Чтение — один из важнейших аспектов духовности, неотъемлемая составляющая воспитания. Актуализация задачи по подготовке молодого поколения к жизни в информационном обществе придает вопросу формирования читательской культуры учащейся молодежи общегосударственное значение.
Постановление Президента Республики Узбекистан «О Программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения» от 13 сентября 2017 года подтвердило огромное значение чтения, без которого невозможна интеграция личности в национальную культуру, понимаемую как комплекс духовных и интеллектуальных ценностей, традиций, характеризующих общество. Главная цель, которая стоит в настоящее время перед информационно-библиотечными специалистами, — воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой, самостоятельной личности, обладающей высокой нравственностью, обогащенной знаниями, готовой к созидательной, творческой деятельности. Это требует качественно нового подхода к повышению уровня читательского развития учащейся молодежи, что влечет за собой внедрение в социокультурную деятельность ИРЦ инновационных форм и методов массовой работы.
В настоящее время большой популярностью у студентов вузов пользуются мероприятия, при проведении которых используются интерактивные технологии — викторины, конкурсы, квесты (разновидность игры по запланированному сюжету для команд). Важной тенденцией при проведении массовых мероприятий является переход на диалоговые формы работы — дискуссии, обзоры-диалоги, литературные вечера-диалоги. Духовно-просветительская работа ИРЦ должна осуществляться посредством организации наглядных (книжно-иллюстративные выставки, просмотры литературы, рекламная деятельность), устных (библиографические обзоры, диспуты, тематические вечера), комплексных («День открытых дверей», «Неделя книги», ток-шоу, акции и т.д.) мероприятий, направленных на продвижение книги и чтения, пропаганду исторического наследия, интеллектуального, нравственного достояния и ценностей народа Узбекистана.
В целях популяризации книг среди студенческой молодежи как приоритетной культурной потребности, а также эффективного проведения культурно-массовых мероприятий необходимо создание системы взаимодействия с факультетами, кафедрами вуза. Реализация этой задачи требует разработки инновационных комплексных проектов, программ, акций по повышению престижа чтения среди студентов. Для содействия их читательской активности возможно внедрение в практику работы ИРЦ проекта «Расширяя границы чтения», предполагающего проведение различных мероприятий.
Научно-практическая конференция «Социальное партнерство в культурно-досуговой деятельности студентов».
В числе обсуждаемых вопросов могут быть следующие:
«Социокультурная деятельность как направление работы ИРЦ в процессе воспитания учащейся молодежи»;
«Информационно-ресурсный центр как феномен культуры»;
«ИРЦ — центр духовно-нравственного просвещения и воспитания»;
«Деятельность ИРЦ по поддержке гармоничного духовного развития личности»;
«Социально-культурная среда современного информационно-ресурсного центра».
Конкурсы, способствующие повышению уровня культуры чтения студенческой молодежи. Например, «Самый читающий факультет». Его суть заключается в том, что факультеты, чьи студенты проявили себя наиболее активными пользователями ИРЦ по изучению художественной литературы в ходе итоговой викторины «Литературный ринг», определяют, какой факультет достоин звания «самого читающего». Для участия в мероприятии необходимо не только знание произведений определенных авторов, но и эпохи, описываемой в произведениях. Заключительная часть конкурса — домашнее задание — может быть проведена в виде творческого состязания.
«Лучший стихотворец» — призван поддержать литературное творчество студентов, что является важным фактором развития культуры, читательской деятельности и читательского общения.
«Время читать» — на знание текстов классической художественной литературы.
«Книга, о которой я хочу рассказать» — способствует расширению кругозора студентов, развитию интереса к чтению художественной литературы, акцентирующего внимание на нравственных ценностях.
Конкурс плакатов «Читать — это здорово».
Фотоконкурс «Магия чтения».
Литературно-интеллектуальная квест-игра представляет собой разновидность командной игры по запланированному сюжету. Посредством жеребьевки разыгрываются индивидуальные для каждой команды маршрутные листы с обозначением остановок. Например, игра «Путешествие с гением» предполагает прохождение всех этапов в порядке, указанном в маршрутном листе. На каждой «остановке» участники отвечают на вопросы или выполняют творческие задания. По времени квест-игра длится не более часа.
Творческий вечер «Портреты ученых» отражает возможность интеллектуального роста на конкретных примерах, может быть приурочен к юбилею ученого — выпускника вуза. В ходе подготовки выявляются и систематизируются печатные работы главного героя вечера, что может стать основой персональной выставки, библиографического указателя публикаций, компакт-диска с видеороликом, посвященным жизненному пути ученого. Участники мероприятия воочию убеждаются в реальности достижений выпускника вуза и возможности реализовать свой творческий потенциал, что несет в себе большой воспитательный заряд.
Литературно-творческий праздник «Читатель XXI века: грамотность, нравственность, творчество» является зрелищным мероприятием с проведением презентаций, книжно-иллюстративных выставок-просмотров литературы, мультимедийных презентаций, театрализованных чтений, концертной программы.
Создание литературно-творческого клуба «Живая книга», деятельность которого направлена на становление культурной личности студента, формирование его духовности.
«День информации» посвящен презентации новых поступлений литературы по вопросам организации духовно-просветительской работы среди студентов, а также литературы, отражающей историческое наследие и ценности народа Узбекистана.
Тенденции развития современного информационно-библиотечного обслуживания пользователей должны отразиться и в выставочной деятельности ИРЦ. При разработке дизайна книжно-иллюстративных выставок необходим творческий, инновационный подход, который следует оценивать по определенным параметрам:
по характеру представленных документов, т.е. информация на выставке может быть в любой форме, носитель этой информации может быть традиционным, печатным (книги, журналы, газеты, географические карты), электронным (СD, DVD) — документы на нетрадиционных носителях представляют инновационную часть информационно-библиотечного фонда;
по интеграции форм работы из других сфер. Например, формы выставок, заимствованные из фонда редких изданий ИРЦ, когда выставочные экспозиции способствуют проведению научно-исследовательской работы вуза. Либо они представляют собой подбор литературы для курсовых, дипломных, диссертационных работ по запросам научных соискателей. Материалы, представленные на выставке, будут способствовать более глубокому проникновению в тему мероприятия, пониманию и восприятию представленных на ней документальных источников;
по видам выставки, которые подразделяются на традиционные и нетрадиционные. К первым относятся выставки новых поступлений, тематические, жанровые, к знаменательным и памятным датам, в помощь учебно-воспитательному процессу и т.д.
При организации книжно-иллюстративных выставок возможно использование вспомогательных материалов — знаковых, предметных, декоративных, природных, художественных и других, способствующих лучшему выражению идеи, позволяющих сделать мероприятие ярким и содержательным.
Примером нетрадиционных выставок может служить книжная инсталляция — пространственная композиция, собранная из книжных изданий, различных материалов и форм. Книги в комбинации с другими предметами освобождаются от своих традиционных функций, приобретают новые смысловые значения.
Также к этому виду относятся интерактивные выставки. Они призваны организовать живое общение между пользователями, призвать их к обсуждению поставленной проблемы, обеспечить обратную связь между пользователями и информационно-библиотечным специалистом.
В практике работы ИРЦ возможно использование разнообразных интерактивных выставок: диалоговых, выставок-дискуссий, выставок-презентаций. Диалоговые выставки ставят задачу вызвать у пользователей желание подискутировать, высказать свое мнение по какому-либо вопросу. Разновидности: выставка-размышление, выставка-диспут, выставка-дискуссия, выставка «Вопрос-ответ».
Для дискуссии отбираются издания, в которых отражены разные точки зрения, вовлекающие пользователя в обсуждение, привлекая внимание к проблемным моментам темы.
Выставка-презентация представляет собой презентацию новой книги, журнала, статьи или необычное раскрытие их содержания с применением технологий рекламной деятельности.
При осуществлении культурно-просветительской работы большое значение имеет рекламная продукция ИРЦ, посвященная отдельным массовым мероприятиям (афиши, объявления, буклеты, информационные листы) и позволяющая создать имидж ИРЦ как культурного центра вуза.
Применение информационно-ресурсным центром современных технических средств при проведении массовых мероприятий, таких как мультимедийный ролик, буктрейлер, созданных на основе информационно-библиотечного фонда ИРЦ, ресурсов интернета, соответствующее оформление (в том числе музыкальное) помещения, где проводится мероприятие, значительно повышает их привлекательность для участников, создает праздничную атмосферу.
В массовой работе важна роль информационно-библиотечного специалиста, который должен обладать определенными личностными и профессиональными компетенциями, такими как владение культурой речи, мультимедийными технологиями, коммуникативные навыки, творческое начало, умение убеждать и выбирать оптимальную модель поведения. Именно от него во многом зависит успех проводимого мероприятия.
Осуществление информационно-ресурсным центром культурно-просветительской деятельности, поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм массовой работы создают условия для развития студента как разносторонней личности, представляют возможности для реализации творческого потенциала учащейся молодежи, пробуждают ее интерес к художественной литературе, к культуре в целом.
Раиса РАТНЕР,
заместитель директора Республиканской научной педагогической библиотеки.