Профилактика зависимого поведения: интернет, право, психология
Полезное
27 / 10 / 2018
Молодежная политика является одним из приоритетных направлений внутренней политики Узбекистана. Об этом свидетельствует тот факт, что только за последние годы было принято более 20 нормативно-правовых актов, направленных на создание всех необходимых условий для духовно-нравственного воспитания детей и защиту их от негативного воздействия окружающей среды.
Решение этих задач напрямую связано с вопросами уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, развития у молодого поколения твердых убеждений и взглядов на жизнь, способности противостоять чуждым вредным влияниям и течениям, особенно угрозам в информационном пространстве.
В Узбекистане расширяется доступ населения к сети интернет, создана законодательная база по информационной безопасности, осуществляются меры по насыщению и наполнению национального информационного пространства, в частности, единой информационной сети ZiyoNET, предоставляющей обширные информационные ресурсы образовательной и молодежной направленности.
Вместе с тем анализ показывает, что информационно-коммуникационные технологии стали важным фактором, воздействующим на развитие молодежи в условиях глобализации, формирования информационного общества, а интернет играет большую роль в процессе социализации несовершеннолетних, которые в полной мере не осознают потенциальных рисков, существующих в сети. Здесь на помощь родителям приходят социальные институты, ННО и общественные организации.
Как отмечено в Послании Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева Олий Мажлису: «… соответствующую совместную работу должны проводить аксакалы махаллей, инспекторы по профилактике, имам-хатибы, консультанты сходов граждан по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания, активисты молодежных и женских организаций».
Согласно статье 9 Закона Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» в систему органов и учреждений, участвующих в реализации государственной молодежной политики, входят учреждения образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, органы прокуратуры, внутренних дел, юстиции, по труду, по делам обороны.
В условиях формирования информационного общества в международной практике особое внимание уделяется вопросам защиты нравственности и благополучия детей, нуждающихся в особой охране в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости, защите подрастающего поколения от вредной информации. Особенно актуальным остается вопрос организации досуга, так как каждый подросток стремится иметь собственную точку зрения, своих знакомых и свое хобби. В силу возрастных особенностей он нередко склонен скрывать от родителей и взрослых цели и предпочтения. Взрослые, в свою очередь, не всегда способны вовремя проследить, в какую сторону начал меняться ребенок. На помощь родителям могут прийти педагоги, психологи, специалисты по здоровому образу жизни, чтобы предотвратить негативные явления, отрицательно влияющие на неокрепшую психику подростка.
Рядом нормативно-правовых актов предусмотрены меры по профилактике отрицательных воздействий. В частности, статьей 47 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, в том числе повлекшее совершение несовершеннолетним административного правонарушения, предусмотрено наложение штрафа от одной второй до трех минимальных размеров заработной платы.
Согласно статье 127 Уголовного кодекса Республики Узбекистан за вовлечение несовершеннолетнего в попрошайничество, употребление спиртных напитков, веществ или средств, не являющихся наркотическими или психотропными, но влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, предусмотрено наказание обязательными общественными работами (до четырехсот восьмидесяти часов), или ограничением свободы (до пяти лет), или лишением свободы (до пяти лет).
Следует отметить, что подростки гораздо легче, чем взрослые, воспринимают новые понятия и знания, их ум свободен от предрассудков, диктуемых стереотипами и шаблонами. Новейшие информационные технологии привели к резкой градации между поколениями: своеобразное восприятие сделало их «жителями разных миров». И если старшие хотят остаться значимыми для молодых, необходимо учиться понимать их, совместно творить в постижении современного мира. Во многих случаях родители навязывают свое мнение детям, и это приводит к агрессивным действиям обеих сторон.
По мнению психологов, связано это с тем, что в возрасте пубертатного и когнитивного развития (12–17 лет) у подростков вместе с развитием ряда физиологических особенностей формируется юношеский максимализм. Это и горячность, и юношеский эгоизм, и отсутствие опыта и гибкости мышления. Проявление максимализма именно в юном возрасте считается нормой, требующей корректировки со стороны родителей, психологов и педагогов. Кажущаяся для взрослых незначительной проблема для подростка может иметь грандиозные масштабы между жизнью и смертью.
При таких ситуациях подросток мучается в «море непонимания», и если данные обстоятельства систематически игнорируются со стороны взрослых, он может замкнуться и «уйти в себя». Часто источником переживаний в этот период бывает зависимое поведение. В таком состоянии он часто тянется к сверстникам, скучает без компании, но и среди товарищей быстро устает и ищет отдыха, одиночества. Мелкие неприятности, ссоры с близкими людьми переживает тяжело, в некоторых случаях стрессовая ситуация может стать причиной психического заболевания. Несмотря на то, что дети в это время дорожат своей репутацией, чувство собственной несамодостаточности порождает комплекс неполноценности, и любые насмешки и обвинения переживаются настолько тяжело, что могут стать причиной несчастного случая.
Подростковый суицид довольно распространенное явление современного мира. Ни один специалист не назовет истинной причины суицидального действия. В каждом случае это отдельное поле для психологических, педагогических, социальных, юридических и ряда других исследований.
В Уголовном кодексе Республики Узбекистан за склонение к самоубийству (то есть возбуждение у другого лица путем уговора, обмана или иным путем решимости совершить самоубийство), если лицо покончило жизнь самоубийством или покушалось на него, предусмотрено наказание в виде ограничения свободы от двух до пяти лет либо лишения свободы до пяти лет. За те же действия, совершенные с использованием сетей телекоммуникаций, а также интернета, наказываются лишением свободы от пяти до семи лет.
Родители, учитывающие возрастные особенности, более гибко обращаются со своими детьми. Важно учитывать характер подростка — в некоторых случаях (23%) вмешательство взрослых усугубляет общую картину (ребенок «уходит в себя», теряет интерес к привычным вещам, в том числе к учебе, у него падает самооценка или, наоборот, завышается без объективных причин) и может быть чревато последствиями, такими как пессимизм, депрессивность, зависимость от кого-либо или чего-либо, потеря ценностных ориентиров, склонность к пассивному образу жизни, приобщение к «группе», к употреблению психоактивных веществ и др. До сих пор вопрос, на кого падает основная ответственность за воспитание подрастающего поколения, остается открытым, но семья здесь выходит на первый план.
Одной из острых проблем для родителей и педагогов является нерациональное использование подростками свободного времени. Сегодня, к сожалению, в большинстве ситуаций молодежь проводит свой досуг в одиночестве (в среднем 5,5-6 часов в день). Для многих из них (75%) «лучшим другом» является компьютер или интернет в мобильном телефоне.
В данной сфере принят целый ряд нормативно-правовых актов, одним из которых является Закон Республики Узбекистан «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». Согласно документу «…родители или лица, заменяющие родителей, принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в ресторанах, кафе, барах, клубах, дискотеках, кинотеатрах, компьютерных залах, помещениях, оборудованных для предоставления услуг доступа к сети интернет, либо иных местах развлечений (досуга) в ночное время без сопровождения одного из них».
Трудно подсчитать, сколько часов проводят подростки перед монитором, погрузившись в социальные сети, видеоигры, виртуальное общение. Все это неизбежно порождает искаженные отношения с реальностью. Часто участники «виртуальных гостиных» неискренни и скрываются за масками. Такое общение может привести к изоляции, неспособности поддерживать подлинные отношения с другими людьми в реальной жизни. Неестественная атмосфера чатов приводит к отказу от встреч с реальными людьми, тогда как отношения с ближними требуют усилий.
По социологическим исследованиям текущего года мальчики «находятся» в социальных сетях чаще, чем девочки, и проводят там больше времени — в среднем около 35 часов в неделю (девочки около 25 часов).
Радует тот факт, что большинству подростков в Узбекистане компьютер не «заслоняет» весь мир и используют они его главным образом в полезных (или, по крайней мере, безвредных) целях. 63% опрошенных (15–17-летние) сообщили, что используют интернет для поиска материалов, необходимых для выполнения домашних заданий.
Считается, что в основе любого зависимого поведения лежат недостатки образовательных и воспитательных навыков. Через игры, хобби и спорт можно воспитывать, говорить о ценностях, развивать эмоции. Также можно начать диалог, завязать дружбу, встречаться. Но все это, к сожалению, происходит все реже. Подростки и молодежь нуждаются в полезных развлечениях, живом общении и соревнованиях друг с другом. Такие занятия, прежде всего, будут иметь воспитательное значение: ведь при этом нужно придерживаться общепринятых правил, бороться честно и уважать соперника.
Требование времени диктует необходимость совершенствования не только психолого-педагогических подходов, раскрывающих, развивающих и активизирующих творческий потенциал детей и молодежи, но и создание новых информационно-технологических программ. Это, в свою очередь, требует многогранного, комплексного труда многих специалистов.
Гульшана ХУДОЯРОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.