Перспективы юридических клиник
Полезное
5 / 01 / 2019
Наш век характеризуется тем, что мир стал необычайно динамичным: во всех сферах деятельности стремительно происходят кардинальные изменения. Это в полной мере относится и к высшей школе: повышаются требования общества к качеству образования и науки, обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности образовательных и научных учреждений.
Модернизация страны опирается на модернизацию образования, его содержательное и структурное обновление. Эффективность реформирования как в правовой сфере, так и в масштабах всего общества, зависит непосредственно от уровня квалификации юридического корпуса государства, а значит, и юридического образования. Назрела необходимость создания и практического претворения в жизнь концепции единой системы юридического образования в стране, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям государства. Она должна быть направлена на обновление содержания и структуры юридического образования с учетом сложившихся традиций, современного отечественного и зарубежного опыта, на обеспечение единства
теоретического и практического обучения будущих юристов, совершенствование государственно-общественного управления системой юридического образования, повышение его качества. Неотъемлемым компонентом юридического образования в современных условиях являются юридические клиники при учебных заведениях.
История возникновения юридических клиник как части юридического образования в мире насчитывает больше века. Первые клиники были созданы в Германии и Соединенных Штатах Америки в XIX веке, однако в некоторых странах еще 20 лет назад они были чуждыми для университетов. Сейчас их необходимость для юридической науки и системы высшего образования во всем мире возрастает. В Узбекистане они функционируют при Ташкентском государственном юридическом университете, Университете мировой экономики и дипломатии, а также Совете Федерации профсоюзов Узбекистана. Студенты-юристы бесплатно оказывают юридическую помощь населению.
В странах постсоветского пространства существуют различные подходы и концепции в организации их деятельности. Так, в Беларуси юридическая помощь оказывается малообеспеченным гражданам (учащимся, студентам, безработным, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и др.) по широкому спектру вопросов гражданского, семейного, жилищного, трудового, административного, уголовного права, уголовного процесса. В Армении такая клиника действует на основе договора структурного подразделения юридического факультета, оказывая бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам, которые обращаются для комплексной защиты своих прав и законных интересов. Таким образом, юридические клиники создаются для защиты незащищенных слоев населения, которым не хватает денег на квалифицированную помощь адвокатов. Юридические клиники, являясь участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, могут рассматриваться как полноправные субъекты правозащитной деятельности и элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Каковы же перспективы юридических клиник в Узбекистане?
Преподаватели и руководители учебных заведений в области права, которые практикуют опыт работы юридических клиник в составе учебного заведения, стремятся прочно закрепить такую практику в обучении будущих юристов. Это первый опыт для студентов — пройти стажировку в университете, приобрести навыки под чутким руководством опытных наставников. В юридических клиниках на практике студенты получают ценнейший опыт, а преподаватели подкрепляют свои теоретические знания. Так обеспечивается и доступ граждан к правовой информации, чтобы они могли принимать верные с юридической точки зрения решения. Все больше людей заинтересованы в создании идеальной модели таких клиник, так как они становятся и юридической школой для общества.
В конечном счете речь идет также о политике системы образования. Достижение их институционализации требует реформы высшего образования, включения юридических клиник как обязательной формы обучения с предоставлением средств для их существования и эффективной деятельности.
Главная цель — защита прав человека, равенство каждого перед законом, народ как источник власти, а бескорыстная помощь в разрешении споров будет оказывать только положительное влияние на правоотношения. В настоящее время практически все вузы, так или иначе имеющие отношение к правовому образованию, стараются создать на базе своего заведения юридическую клинику. По сути это юридическая консультация, прием в которой ведут студенты старших курсов профильных факультетов на бесплатной основе.
Юридическая клиника позиционируется как средство повышения качества современного юридического образования, как способ подготовки юриста-профессионала в практической сфере. Она может и должна способствовать совершенствованию выпускника. Практика свидетельствует, что студенты-клиницисты более мотивированы на получение знаний и изучение преподаваемых дисциплин, чем их сокурсники. Так, во время лекционных и семинарских занятий они без напоминаний преподавателя принимают более активное участие в обсуждении правовых вопросов и решении проблемных задач что обусловлено не только желанием сдать экзамен, но и стремлением применить полученные знания в процессе консультирования в юридической клинике. При этом студенты-клиницисты тем самым подают положительный пример сокурсникам. Однако закрепление студентами на практике теоретических знаний проходит не всегда качественно. Ведь основным элементом клиники остается ее куратор и его профессиональная квалификация. К сожалению, не всегда хватает преподавателей-практиков, способных привить соответствующие навыки обучаемым. Вопрос качества оказываемых услуг студентами-клиницистами неразрывно связан с ответственностью за совершенные ими действия. Ведь за каждой правовой проблемой, за каждым обращением в юридическую клинику стоят реальные люди и судьбы.
Одним из важных предназначений юридических клиник фактически является распространение юридических знаний, пропаганда права, формирование правосознания и правовой культуры населения, просветительско-разъяснительная работа — это обязанность юристов, учить этому их надо еще в вузе. Поэтому в новых государственных образовательных стандартах по подготовке юристов в бакалавриате и магистратуре нужно предусмотреть педагогическую деятельность, включающую преподавание правовых дисциплин и осуществление правового воспитания.
Современные технологии обучения при их правильном и системном использовании способны дать значительно более высокий результат. В этом смысле юридические клиники должны укреплять партнерские отношения с профессионалами. В последнее время клиники подписывают соглашения о сотрудничестве с адвокатскими конторами или юридическими фирмами. Многие организации работают вместе с юридическими клиниками, принимая участие в подготовке студентов.
Омон МУХАМЕДЖАНОВ,
доктор юридических наук.