Дети и виртуальность: риск и профилактика
Полезное
1 / 02 / 2019
Многолетний опыт психологической работы в общеобразовательной школе и дошкольном образовательном учреждении показал, что виртуальная реальность оказывает на детей немалое негативное влияние. Причем с каждым годом телевизоры, планшеты, мобильные телефоны и прочие гаджеты завоевывают себе все больше места в жизни ребенка, отодвигая на второй план традиционные игры со сверстниками, общение в семье, прогулки.
В различных исследованиях было выявлено, что длительный просмотр телевизионных программ в детстве приводит в будущем к сильному снижению внимания, математических способностей, умения общаться в школе, к повышению вероятности появления избыточного веса, нападок со стороны сверстников, риска совершения правонарушений. Особенно пагубно влияет телевизор, компьютер и гаджеты на детей в возрасте до 3-4-х лет.
Американские педиатры не рекомендуют взрослым смотреть телепередачи в присутствии детей, так как во многих исследованиях был замечен вред фоновых СМИ мыслительным процессам, пониманию и запоминанию информации.
В Японии ученые университета Тохоку, изучая детей в возрасте от 5 до 18 лет, пришли к выводу, что длительный просмотр телепрограмм приводит к нарушениям структуры мозга, которая становится подобной структуре мозга людей с низкими интеллектуальными способностями.
Известные российские психологи-педагоги Е.Смирнова и М.Соколова отмечают, что в последнее время возросло число детей с общим недоразвитием личности. Если 10–15 лет назад этим недугом страдало довольно ограниченное число сирот, то в наше время недоразвитие личности распространяется на детей, воспитывающихся в семье, и в особенности на детей высокообеспеченных родителей. Психологи обращают внимание, что в обоих случаях причина нарушения одна — недостаток полноценного общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения является следствием социального неблагополучия (отсутствия родителей или лишения их родительских прав), то в другом, напротив, — следствием материального и социального благополучия родителей, их стремления исполнять желания ребенка и как можно раньше обеспечить его всеми техническими средствами.
Психолог М.Новицкая отмечает, что в современном обществе дети получили возможность в любое время суток посмотреть любой желаемый мультипликационный или художественный фильм, передачу. А родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом «домашнюю свободу» от ребенка. В самом деле, им очень удобно заниматься своими делами, когда ребенок тихо сидит с планшетом и не пристает с вопросами и просьбами поиграть или погулять.
На психологическую консультацию часто приводят детей дошкольного и школьного возраста по поводу их невнимательности, отсутствия интереса к учебе, непослушания, капризов, трудностей в общении со сверстниками, агрессивности и других негативных проявлений в поведении. Большая часть этих детей, как выясняется, имеет в свободном доступе планшет, смартфон, часами они без разбора смотрят мультфильмы. Если родители выполняют рекомендации психолога-педагога по ограничению подобного времяпрепровождения, контролируют его, то состояние ребенка в большинстве случаев значительно улучшается.
Многократно приходилось работать с детьми с неврозами страха, возникшими после просмотра современных, особенно западных, мультфильмов и передач про мистику, фильмов ужасов. Взрослые порой совсем не отдают себе отчет в возможных последствиях таких «развлечений» и сами водят детей в кинотеатры на фильмы сомнительного содержания или вместе со своими чадами дома смотрят боевики. Очень сильные страхи, нарушения сна наблюдаются после компьютерных игр про зомби и т.д. При этом многие младшие школьники и даже дошкольники имеют доступ в интернет, сами скачивают и устанавливают себе любые игры, смотрят видео и картинки.
Был случай, когда у мальчика-дошкольника появились сексуальные расстройства поведения после просмотра на планшете интернет-порнографии. Еще пришлось поработать с подростком, попавшим через социальные сети в «группу смерти», с его семьей и работниками школы. Всего не перескажешь…
Как родителям, занятым весь день на работе, и учителям узнать, что ребенок, подросток, оставаясь один, слишком много времени проводит за компьютером, телевизором? Бывает, что увлечение виртуальными играми, интернетом, телевизором становится для человека навязчивым. Эта потребность выходит для него на первый план. Он, как правило, сам не отдает себе отчет, что попал в зависимость. Существуют симптомы виртуальной зависимости: ожидание с нетерпением момента, когда можно будет погрузиться в виртуальность (планшет, компьютер, телевизор); отсутствие контроля над временем; сухость глаз; появление раздражения, апатии, агрессии; нарушения сна; неуверенность в себе; желание увеличить время пребывания в виртуальном мире; неряшливость; желание есть, не отрываясь от экрана; неспособность занять себя чем-то альтернативным; предпочтение виртуального общения реальному.
Что же делать, если ребенок попал в виртуальную зависимость? Самое лучшее — это, конечно, профилактика, предупреждение появления зависимости. Как гласит народная мудрость, лучше помочь дереву вырасти ровным, чем пытаться его выпрямить, когда оно уже выросло.
Есть несколько простых рекомендаций по профилактике и снижению виртуальной зависимости у детей. Прежде всего, самим взрослым следует меньше времени проводить перед экраном. Сегодня во многих домах имеется по несколько телевизоров, которые включены постоянно и создают фон, иногда не выключаются даже ночью. А кому не знакома такая картина: мама через телефон переписывается в социальных сетях, папа сидит с планшетом, а ребенок рядом проходит уровень за уровнем одну из многочисленных виртуальных игр. Важно включать ребенка в дела семьи. Младшие пусть сами за собой убирают игрушки, посуду со стола, одеваются самостоятельно и так далее. Дети постарше могут помогать по хозяйству, ходить в магазин, ухаживать за пожилыми. Нужно обеспечить ребенку интересный и полезный досуг — посещение кружков по интересам и спортивных секций, возможность быть на природе, участие в различных школьных, благотворительных мероприятиях, общение с друзьями. Необходимо поддерживать дома спокойную и доброжелательную обстановку, общаться с ребенком, интересоваться его жизнью, переживаниями, увлечениями. Совместные ужины, выезды, прогулки помогают сплотить семью. С дошкольниками и младшими школьниками нужно почаще играть в подвижные и интеллектуальные игры, а подросткам — помочь включиться в хорошую компанию. Следует информировать подростка о различных рисках, связанных с виртуальностью (интернет-мошенничество, манипуляции сознанием, «группы смерти», зависимость), узнавать его мнение на этот счет, обсуждать. Необходимо устанавливать ограничения виртуальности в соответствии с возрастом ребенка.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует придерживаться следующих норм: ранний возраст (до 3 лет) — полный запрет просмотра телевизора, дошкольный возраст (3–7 лет) — до 30 минут в день, младший школьный возраст (7–10 лет) — 30–50 минут в день, старший школьный возраст (11–18 лет) — 1–3 часа в день.
Если ребенок играет в телефоне, планшете, игровой приставке, сидит за компьютером, то это время нужно суммировать и добавить ко времени просмотра телевизора, прежде чем сравнивать его с возрастными нормами. Притом разрешать пользоваться современными гаджетами и интернетом целесообразно не ранее подросткового возраста.
Многие родители переживают, что их чадо будет устраивать истерики при попытке ввести ограничения. Однако практика показывает, что при выполнении вышеперечисленных рекомендаций дети дошкольного и младшего школьного возраста довольно легко переходят на новый режим и привыкают к нему. При этом очень важно, чтобы все взрослые, воспитывающие ребенка, придерживались одной стратегии. В противном случае ввести какие-либо ограничения будет трудно — папа запретит, а мама (или бабушка) пожалеет и разрешит. В силу особенностей возраста подростков ограничить труднее, особенно если у них уже сформировалась виртуальная зависимость. Поэтому чем раньше родители возьмут на себя ответственность по созданию адекватных условий развития ребенка, тем легче им будет это сделать.
Кроме прочих рекомендаций специалисты Американской академии педиатрии обращают внимание, что в детской не должно быть телевизора и других средств мультимедиа. Рекомендуется ввести запрет на просмотр телепрограмм и использование технических устройств во время приема пищи и перед сном и в целом ограничить время развлечения до 1-2 часов в день.
Есть и положительные моменты в распространении современных технических средств. Это как спички: с одной стороны, при их неправильном использовании это очень опасно, может привести к пожару, особенно в руках неопытного малыша, а с другой — очень полезно, если соблюдать технику безопасности.
С помощью интернета подросток может легко найти информацию, необходимую для учебы или увлечений, пообщаться с родственниками и друзьями, которые находятся далеко, за рубежом. То же относится и к просмотру программ по телевизору. При правильном подборе мультфильмов взрослые могут в интересной форме донести до детей важность таких непреходящих общечеловеческих ценностей и понятий, как доброта, честность, трудолюбие, взаимовыручка, семья, Родина, красота. Подробно об этом можно прочесть в брошюре «Детство под угрозой: вредные мультфильмы» или просмотреть видеоматериалы, подготовленные в рамках проекта «Научи хорошему».
Людмила МАЙОРОВА,
психолог общеобразовательной школы № 260 Юнусабадского района.
Город Ташкент.