Последовательное речевое развитие
Полезное
29 / 03 / 2019
Если ученик хорошо научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, способен успешно учиться. И наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует себя неуверенно и находится в тени.
Русский язык является проводником новых технологий, научной и культурной информации. В настоящее время проявляется большой интерес к его изучению. Обучение русскому языку в школе начинается со 2-го класса. Основное направление работы в начальных классах с узбекским языком обучения — интенсивное, последовательное речевое развитие в тесной связи с формированием активности мышления младших школьников. Здесь невозможно обойтись без эстетического воспитания ребят, и с самого начала процесса обучения следует выработать у них привычку внимательно слушать устную речь, повторять за учителем, выполнять команду (встать, сесть, взять ручки, тетради, закрыть и открыть книгу, идти к доске и т. д.). К задачам букварного периода относятся также следующие: научить детей списывать слова и предложения печатного и рукописного текста, систематически развивать навыки разговорной речи, расширять объем активного и пассивного словаря.
Особое внимание уделяется слитному произношению слов с предлогами и произношению звуков щ, ы, ж, ц, слогов с мягкими согласными, со стечением согласных, которые отсутствуют в узбекском языке. У учащихся формируются навыки правильной постановки ударений. Все это должно закрепляться в течение учебного года. Основная цель послебукварного периода — закрепление и совершенствование ранее приобретенных учениками навыков правильного произношения слов и предложений, говорения по-русски, сознательного, правильного беглого и выразительного чтения, грамотного письма отдельных слов, словосочетаний и предложений.
Развитие речи начинается с усвоения слов, на каждом уроке дети усваивают 2-3 новых слова. Чтобы прочно усвоить лексику в течение учебного года, учащиеся должны систематически повторять пройденные слова. Развитие техники чтения — одна из главных задач обучения младших школьников. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, не станет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения — это не столько удовольствие, сколько мука.
Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, занимаются с ними. Но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется исправлять переучиванием.
Типичные ошибки, осложняющие процесс обучения чтению:
использование алфавитных названий букв, то есть правильно будет обучать детей называть буквы звуками — не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА, и конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остается для него непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным;
неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
неправильный подход при обучении — М и А будет МА;
побуквенное чтение — М, А, М, А;
прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения. Ребенок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА — МММА, СССОК, РРРАК.
Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонем образования, поэтому важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.
В педагогической науке есть много образовательных технологий, да и само понятие «образовательная технология» имеет разные определения. В толковом словаре записано, что технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. «Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.» (Б.Лихачёв). Для учащихся, которые уже овладели приемом чтения, подбирается серия игр, имеющих большое значение для полноценного речевого развития. Например:
1. Составь слово из первых двух строк алфавита.
2. Переставь буквы так, чтобы получилось слово: рямо (моря), сале (леса) и т.д.
3. Замени гласный, чтобы согласный звук стал мягким: бант — бинт и т.д.
Для читающих детей в период обучения грамоте можно дать задания такого вида:
1. Прочти текст, назови слова, в которых есть буква о, а, у: дом, гараж, суп и т.д.
2. Придумай слова на тему «Школа», «Лето», «Лес», составь их из букв.
3. Вставь пропущенную букву, прочитай слово, составь с ним предложение: р...чка, ко…а, м…шка и др.
Подобная работа проводится не только со стихотворениями, но и со слогами. Игра «Падают листья» предназначена для слабоуспевающих детей. На карточках-листьях напечатаны слоги (ра, ко, на, бу, ми, сы и т.д.) Медленный темп показа — медленное плавное чтение, затем быстрая смена карточек — быстрое чтение. При этом включаются в работу все виды внимания, отрабатывается и четкость произношения.
Можно проводить упражнения, когда идет чтение слов способом прочитывания слогов.
1. Сначала отрабатывается чтение слов с открытым слогом: ма-ши-на, ло-ша-ди.
2. Подбирается большой набор слов, где изменяется или прибавляется только одна буква: в конце слова — сор, сок, сом; в начале слова — мак, рак, бак; в середине слова — мал, мыл, мил. При этом стрелкой нужно показывать темп чтения: медленный, быстрый, очень быстрый.
Следующим важным этапом в период обучения грамоте является отработка приема «чтение целыми словами». Перед учащимися ставится задача — смотри в середину слова: кот, Мурка, густо, сок, рост, кусты, кустик, хвостик. Выделение в середине слова дает акцент зрению. Дети очень быстро понимают, что от них требуется: не смотреть на первый слог, тренировать зрение, видеть все слово. Постепенно вводится чтение предложений. Их подбираю в строгом порядке.
1) Чтение предложений со словами, состоящими из двух слогов:
Была зима. Мама варит. Анвар моет. Зебо дали мыло. Она мыла руки, лицо.
2) Чтение предложений из слов, состоящих из двух-трех слогов:
Дети решали задачу. Мама купила сухари. Папа читает газету.
3) Чтение предложений со словами, состоящими из трех-четырех слогов:
Наташа уронила карандаш. Малыши получили игрушки. Ильхом нарисовал машину.
В результате использования такой методики уже к концу 2-го класса большинство детей читают целыми словами.
Игровые технологии.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуя приобретению и развитию многих качеств личности. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. При обучении чтению игра вызывает у учащихся потребность прочтения заданий, что помогает формированию навыка быстрого, осознанного чтения целыми словами.
Игра «Наборщик». На магнитной доске буквами выложено слово, например, автомобиль. Задание: составить как можно больше слов из букв этого слова (моль, боль, лом и т.д.)
Игра «Буква заблудилась» способствует расширению кругозора детей, стимулируют потребность читать больше, быстрее.
Найди ошибки и назови правильные слова: фамолет, маразин, варильки, мозлята, стакач, свег, капусла, пуловица.
Исключите из слов по одному звуку, чтобы образовалось новое слово: крот, плуг, гроза, шарф.
Добавьте к слову один звук, чтобы образовалось новое слово: роза, шар, рот, луг.
Замените в слове один звук, чтобы получилось новое слово: кочка, стул, точка, лещ, лень.
Подготовила С.РУЗМЕТОВА,
учитель общеобразовательной школы № 32 Кошкупырского района.
Хорезмская область.