«Круглый стол» для специалистов
Полезное
12 / 04 / 2019
Апрель наша столица встретила не только весенней грозой, но и XV Международным культурным фестивалем «Цветы России», организаторами которого выступили компания «Нева-АРТ» и Министерство культуры Российской Федерации при поддержке министерств народного, высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
Во всех странах происходят колоссальные преобразования в сферах культуры, образования и жизнедеятельности общества. Инженерно-технический прогресс и кардинальная переработка общественно-экономических отношений обуславливают изменения в жизни человека. Не всегда это приводит к положительным результатам, особенно в духовной сфере. В связи с этим огромное значение придается вопросам воспитания подрастающего поколения. И здесь базовую роль играют учреждения культуры и дополнительного образования.
На фестивале были рассмотрены вопросы, связанные с творческим развитием и обучением детей, проблемы языкового образования, опыт преподавания русского языка в центральноазиатских государствах и особенности изучения языка в условиях современных интеграционных процессов.
В программу фестиваля вошли «круглые столы», мастер-классы и практикумы по сценической речи, эстрадному вокалу, актерскому мастерству, шоу-программа детского музыкального театра «Домисолька» из Москвы, интерактивная выставка «Куклы города белых ночей» Санкт-Петербургского театра «Кукольный формат», выставка детского рисунка «Россия глазами детей». Данный проект курируют опытные преподаватели и искусствоведы. Посетители могли не только увидеть оригинальные детские творения, но и познакомиться с обликом бесчисленных российских уголков.
Основные задачи фестиваля — ознакомить специалистов в области филологии, лингвистики, культуры речи с современными достижениями в сфере обучения русскому языку, в том числе и как иностранному, способствовать привлечению интереса к детскому творчеству, познакомить специалистов и жителей Узбекистана с искусством, ориентированным на семейную аудиторию. В дискуссиях между специалистами сферы образования из Узбекистана и России основными целями стали выявление и дальнейшая популяризация наиболее эффективных форм организации досуговой деятельности детей и подростков, направленных на формирование гармоничной личности, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и развитие интеллектуального капитала.
Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить
По доброй традиции гостей торжественно встретили представители детских центров «Бакамол авлод» и воспитанники культурно-творческого центра «Аладдин», исполнившие зажигательные танцевальные номера. В рамках фестиваля первая встреча на тему «Традиции социокультурной деятельности в воспитании и дополнительного образования в сфере искусств в России и Узбекистане» прошла в детском центре «Баркамол авлод» Чиланзарского района.
Здесь специалисты обсуждали такие актуальные задачи, как организация деятельности государственных детских учреждений культуры и дополнительного образования, современный подход к созданию широкого спектра услуг для детей и подростков в типовых учреждениях культуры, анализ текущего состояния сферы в регионах в условиях расширения возможностей информационных технологий, ознакомление с наиболее популярными детскими образовательными проектами в учреждениях дополнительного образования и выявление эффективных форм организации детского творчества в самоокупаемых структурах.
Дополнительное образование, как одно из звеньев системы образования с ориентацией на всестороннее развитие ребенка, многообразно, разнонаправлено и наиболее вариативно.
Директор XV Международного культурного фестиваля «Цветы России» Алексей Смокотов произнес слова признательности за соучастие специалистов нашей страны в таком важном мероприятии, которое содействует совершенствованию деятельности, направленной на гармоничное развитие личности. Проведение фестиваля послужило большой площадкой для обмена опытом и кладезем нового для совершенствования обучающих и развивающих программ для детей.
Светлана Белощенко, методист, руководитель учебно-методического объединения педагогов дополнительного образования детей государственных образовательных учреждений по направлению «Художественное слово», доцент кафедры сольного пения Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, поделилась опытом профессиональной деятельности:
— 30 лет преподаю сценическую речь, 5 лет являюсь руководителем городского учебно-методического объединения. Его основной деятельностью является проведение работы в структурных подразделениях: загородном центре детского творчества «Зеркальный», который работает каждый день в любое время года, в центре олимпиад Санкт-Петербурга, в городском центре развития дополнительного образования. Городские учебно-методические объединения (69) ведут работу по направлениям: административно-методическая (12), техническая (20), естественнонаучная (2), туристско-краеведческая (3), социально-педагогическая (3), физкультурно-спортивная (6) и художественная (23). Раз в год проводятся курсы повышения квалификации. На ежемесячно проводимых мероприятиях и обучающих семинарах для педагогов обсуждаются возникшие вопросы, где приглашенные известные специалисты и педагоги делятся своими мнениями и профессиональным мастерством.
Светлана Николаевна рассказала о важности проводимых конкурсов художественного слова. Один из них — конкурс чтецов, жанр не очень модный, но чрезвычайно востребованный детьми, так как посредством него они раскрываются, пропуская через себя выбранное произведение. Фестиваль-конкурс для детей разных национальностей «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает», посвященный творчеству А.С.Пушкина, призван помочь детям, приехавшим из других стран. К сожалению, адаптируясь к местной культуре, они забывают родной язык. Чтобы помочь сохранить национальную идентичность, на базе городского учебно-методического объединения проводится конкурс, по условиям которого участники рассказывают стихи известного русского поэта и это же произведение, переведенное на родной язык, и произведение национальной поэзии, переведенное на русский язык. Вначале было охвачено 17 языковых культур, а сегодня насчитывается уже 27, в основном это дети из стран СНГ, а также Европы и Азии. В больших городах население многонациональное, а это значит, что простор для творчества огромный.
Также С.Белощенко поделилась нюансами преподавания сценической речи, упражнениями для формирования артикуляции, дикции и правильного дыхания, дала индивидуальные рекомендации. А Санкт-Петербургский театр «Кукольный формат» представил в рамках фестиваля спектакль «Аленький цветочек» и интерактивную выставку «Куклы города белых ночей».
Профессор Виктор Голованов, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования (г. Москва), в своем докладе на тему «Современное дополнительное образование детей как диалог с Детством» поделился проблемой, которая волнует каждого взрослого, рассказал о значении современного дополнительного образования:
— Пространством организации жизнедеятельности детей является дополнительное образование. Длительное время наши страны были в одном воспитательном пространстве. Истоки внешкольной работы и воспитания идут из глубины веков, и первым до учения было воспитание. Главная задача, которая стоит перед каждым, кто работает с детьми, — воспитать человека. Нет ничего важнее, чем созидать законопослушного, нравственного, труженика, семьянина. С этой целью созданы социальные институты, дошкольные, общеобразовательные и внешкольные учреждения.
Уже много лет существует система внешкольных учреждений, которые, с одной стороны, выполняют государственный заказ, особую миссию, а с другой — заказ семьи. Дополнительное образование занимается формированием человека в человеке, используя и развивая важные человеческие качества. Самое главное, чтобы в будущем ребенок был воспитанным, имел навыки самоконтроля, чтобы он мог поступить правильно, сделав выбор между добром и злом. Данная сфера образования отвечает на вопрос, как надо поступать правильно.
У каждого народа сложились определенные традиции. С давних времен религиозное воспитание задавало нравственные рамки, заповеди, которые в свое время легли в основу партийных программ. Но в современном мире главным социальным институтом является семья. Сегодня она преодолевает большие трудности. В России, в большинстве своем, семья нуклеарная, т.е. только родители и дети. В этом плане у узбекских многопоколенных семей есть чему поучиться, когда исподволь происходит соединение обычаев, традиций и инноваций.
Воспитание не принадлежит только образованию. Это общая, государственная проблема. И воспитательный потенциал дополнительного образования превалирует. Априори требования к дополнительному образованию такие же, как и к школе. Но оно всегда в первую очередь занималось культурно-просветительской деятельностью, празднично-игровой культурой. Было и такое, когда из центров творчества исчезли игротеки и библиотеки, хотя они одни из первых внешкольных учреждений во всем мире.
В самой приставке «вне-» (внешкольное образование, внешкольное воспитание) содержится некая потребность выйти за пределы системы, в данном случае — системы образования с ее жесткими стандартами, программами, учебными планами и т.д.
Дополнительное образование — это разговор взрослого и ребенка в поисках смысла бытия, и главное, что это работает на ребенка. В данном случае он сам должен определить свой жизненный маршрут, определиться как член социума и, конечно, профессионально. Дополнительное образование сегодня — это, прежде всего, человекосозидающее образование.
Иван Жиганов и Ольга Юдахина, художественные руководители детского музыкального театра «Домисолька» рассказали об истории его создания и профессиональной деятельности, педагогическом составе и действующих детских объединениях, количестве учебных групп и важности своевременного выявления одаренных детей. Воспитанникам преподаются вокал (соло, ансамбль, народный, джаз), хореография (классика, джаз, хип-хоп, модерн, степ), сольфеджио, актерское мастерство, пантомима, история музыкального театра, дизайн, конструирование сценического костюма и другое. Работа ведется по уникальной авторской комплексной образовательной программе. Театр сотрудничает со многими поэтами и композиторами России, работающими с детьми, хотя в основе музыкального репертуара театра музыка Ольги Юдахиной. Коллектив является лауреатом многочисленных международных, всероссийских и московских конкурсов и фестивалей.
По мнению Ивана Назибовича, дополнительное образование — это не только организация образовательного процесса: это и семья, и государство, и социум.
Елена Алексеева, директор культурно-досугового центра «Красногвардейский» для всех возрастов, рассказала о его деятельности. В учреждении, созданном 8 лет назад, проходят мастер-классы для детей и родителей, проводятся фестивали и конкурсы, например, эссе-сочинений, написанных совместно с родителями. Дни семейного отдыха направлены на организацию проведения культурного досуга. Это важно, прежде всего, для ребенка, так как к данной работе подключаются папы и мамы. Активная работа проводится и с семьями, где воспитываются дети с определенными проблемами. Необходимо, чтобы каждый почувствовал себя значимым в жизни общества. В этой деятельности принимают участие и чемпионы-паралимпийцы. Для участия в конкурсе «Судари и сударыни» для детей дошкольного возраста оговариваются произведения, о которых будет идти речь, подготавливаются костюмы, рисунки, танцы или песни. Эта возрастная категория не обойдется без участия старших, а значит — продуктивного совместного творчества. Есть также интересный проект «Книга совместно с другими странами». Так, сотрудничая с писателем из Германии, мы создали международную книгу с презентацией России и Германии. Для этого были использованы детские рисунки на определенную тему и стихи на русском и немецком языках.
Елена Ярыгина, историк-искусствовед, экскурсовод-методист Республиканского детского центра «Баркамол авлод» экологии и краеведения:
— Для привлечения подрастающего поколения к работе по экологическому краеведению используем интерактивные методы, проводим экологические экспедиции в природоохранные территории. Такая деятельность позволяет детям прочувствовать хрупкость природы и проникнуться идеей ее сохранения для потомков. Знакомим и с традициями национального художественного ремесла, искусством гостеприимства, этнокультурным наследием. Все это молодежь впитывает в процессе краеведения и трансформирует в современные формы эко- и этнотуризма в Узбекистане. Культурная толерантность нашей страны проявляется во всем: это и народные праздники, в частности Навруз, и межнациональное согласие, и то, что наряду с государственным узбекским языком русский язык используется как средство межнационального общения. В нашей стране рядом находятся храмы разных религиозных конфессий.
— Сегодня система дополнительного образования детей предоставляет возможность заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой деятельностью в соответствии с желаниями, интересами и потенциальными возможностями, — говорит Татьяна Мирсагатова, директор Ташкентского городского детского центра «Баркамол авлод». — Главное — это развитие мотивации у детей к познанию и творчеству, содействие их личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации. По своему содержанию дополнительное образование является всеохватывающим, и поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы детей и подростков.
На базе детских центров «Баркамол авлод» республики немало кружков по интересам для детей и подростков, но хотелось бы пополнить их список. Отрадно, что руководство системы народного образования идет навстречу, а российские коллеги выразили готовность передать нам свои методические наработки. И от этого «круглого стола» мы ожидаем продолжения творческого сотрудничества. Понравилась идея о создании совместной международной книги. Узбекистан богат многогранными писателями, которые могут не только писать стихи для детей на узбекском языке, но и перевести их на русский. А талантливые ребята в своих рисунках представят свое видение выбранной темы. Конечно, в рамках деятельности «Баркамол авлод» хочется внедрить и опыт российских кружков для чтецов: это творчество очень нравится детям. Дополнительному, внешкольному образованию руководство страны уделяет большое внимание. Но главная проблема для детских центров — нехватка квалифицированных талантливых специалистов и территории для расширения деятельности кружков. Если за педагогами мы можем обратиться в соответствующие вузы, то нехватка кабинетов и их оснащение — проблема посерьезней. Мы не можем арендовать дополнительные помещения, так как все средства, поступающие от родительской платы, направляются на приобретение необходимого для деятельности кружка сырья и материалов, материальных ценностей, на расходы, связанные с проведением культурно-массовых мероприятий, материальное поощрение руководителей кружков, чьи воспитанники заняли призовые места на республиканских смотрах-конкурсах и фестивалях. Поэтому надеемся на поддержку руководства страны и Министерства народного образования.
Язык — величайшее богатство народа
Второй день фестиваля начался с «круглого стола» на тему «Обучающие технологии и социокультурные аспекты в обучении русскому языку как иностранному в России и за ее пределами». Узбекский государственный университет мировых языков стал площадкой, где специалисты исследовательских центров Узбекистана и России обсуждали проблемы языкового образования. В докладах был представлен опыт преподавания русского языка в центральноазиатских государствах, раскрыты особенности изучения языка в условиях современных интеграционных процессов, формы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного.
Сегодня все большую популярность приобретают долгосрочные обмены специалистами для проведения совместных проектов, возможность получения образования в крупных российских вузах, событийный туризм, что помогает сохранять связь между гражданами наших государств. В основе всех этих явлений лежит необходимый уровень коммуникативной компетентности говорящих, что предполагает на определенном этапе владение единым языком общения, которым по традиции является русский язык. Во многом этому способствует сложившаяся десятилетиями в наших странах система обучения русскому языку, построенная на единой методологической основе. Вместе с тем бурное развитие межкультурных связей с другими странами, принятие основных положений Болонской системы привели к пересмотру многих традиционных форм языкового образования в России и за ее пределами.
В мероприятии участвовали педагоги общеобразовательных школ Ташкента, преподаватели из Ургенча, Андижана, Карши, Гулистана, Джизака, Ферганы, специалисты, которые выразили свою заинтересованность в данном проекте, слушатели курсов повышения квалификации — были представлены все уровни образовательного процесса нашего региона.
Доктор педагогических наук Лайло Ахметова, профессор Узбекского государственного университета мировых языков, представила методы и педагогические технологии, которые разработали специалисты как за рубежом, так и в Узбекистане. Одна из таких — технология развития критического мышления через чтение и письмо, т.е. обеспечение развития творческого мышления, способность анализировать информацию с позиции логики, возможность задавать вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Отвечая на вопросы, спикер также дала объяснение возникновения и развития метода «кейс-стади», методики ситуативного обучения, основанной на реальной действительности и реальных проблемах, требующей от учащегося целесообразного решения в конкретной ситуации. Использование в учебно-воспитательном процессе языкового профиля разных методов, приемов и стратегий дает положительный результат. Главное — учитывать уровень языковой подготовленности обучающихся, возрастные особенности и программный материал, который будет преподноситься.
Маханбет Джусупов, заведующий кафедрой русского языка Узбекского государственного университета мировых языков, считает, что к применению разного рода методов нужно подходить с осторожностью. Любое обучение должно проходить с системно-стурктурным подходом. В некоторых странах считается важным научить читать, писать, говорить, но без учета теории. Главное, чтобы учащиеся понимали. Он также затронул вопрос о статусе русского языка не как иностранного, а как неродного для жителей стран СНГ. Преподавание русского языка как иностранного (РКИ) неприменимо для стран СНГ, в частности для центральноазиатских республик (Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана), в которых исторически проживает многочисленное русскоязычное население и в образовательной системе используются глубокие научно-методические традиции преподавания русского языка как неродного (РКН) в школах с другими языками обучения и как родного в школах с русским языком обучения.
Ольга Байкова, преподаватель высшей категории, член Российского творческого союза работников культуры, руководитель образовательных и развивающих программ «Нева-Арт» (г. Санкт-Петербург), модератор «круглого стола», отметила, что в России нет понятия «для иноязычных групп», существует термин «русский язык как иностранный», когда происходит обучение по специальной методике. Что касается изучения русского языка и литератур, то это прерогатива филологических учебных заведений для обучения населения, говорящего на этом языке. И есть колоссальная разница в методологическом подходе обучения в таких группах. Кроме того, засилье англоязычных и американских терминов не улучшает качество обучения русскому языку, а порой даже мешает. Иногда использование слов английского происхождения излишне: иноязычные слова, которые порой не всем понятны, заменяют привычные слова. Это портит речь, нарушает ее чистоту и правильность. В стремлении к результату в виде подобных приемов теряют сам процесс познания языка. Но современная молодежь говорит на таком языке, и чтобы увеличить у нее мотивацию к изучению русского языка, стоит идти в ногу со временем, но не забывая при этом классическую форму обучения.
Кристина Пермякова, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода Западно-Уральского института экономики и права, была представителем нового поколения:
— Преподаю русский язык как иностранный в неязыковых группах — студентам из Марокко, Туниса, Ирана, Ирака и других стран. Нами разработана программа для обучения разных уровней и с учетом разных стилей. Современная молодежь имеет новое, 8-секундное мышление, привыкнув к краткости информации, она принимает ее, когда понимает, где может применить. Новое поколение — другое, и к нему нужно найти подход. Должна быть система. Применяю разные методы преподавания. Но сама больше за то, чтобы применять классическую советскую систему, модифицируя ее на современный формат. Русский язык — это открытая динамичная система, которая постоянно развивается. В презентации указала всю информацию о вузах и курсах, которые они предлагают. Предлагаем коллегам из Узбекистана проработать нормы владения русским языком и повысить свою профессиональную квалификацию. За время проведения фестиваля увидели большое желание развивать сотрудничество.
А желание — это множество возможностей.
Профессор Марина Пименова, доктор филологических наук, рассказала о Санкт-Петербургско-Кемеровской лингвистической школе концептуальных исследований. Здесь ежегодно проводятся научные мероприятия, конференции и «летние школы» на территории разных стран, в которых принимают участие аспиранты, докторанты, преподаватели России, Беларуси, Украины, Казахстана, Кыргызстана, Польши, Индии, Кореи, Китая. Лекторами выступают ведущие ученые России, ближнего и дальнего зарубежья. Публикуются сборники докладов для дальнейшего использования в изучении русского языка. Мы привезли книги по изучению русского языка как иностранного для студентов из Азии, Индии, Пакистана и других стран, которые в силу своих материальных возможностей не могут позволить себе получать образование в России и учатся в вузах центральноазиатских респуб-лик. Надеемся, что наш труд поможет вам в нашем общем деле — обучении русскому языку. Сегодня, несмотря на то, что нас разделяют границы, мы остаемся единой, большой, многонациональной семьей.
Светлана Белощенко:
— Одна из ценностей любого народа — это его язык. В мире постоянно происходит мигрирование людей. При адаптации к существующей речевой культуре с ее погрешностями происходит неправильное восприятие и ошибки при изучении русского языка. Также большой проблемой стало произношение в быстром темпе, использование сленга. Это можно услышать и по радио и телевидению, со сцены театра и эстрады. Неправильные произношение, построение предложений, постановка ударения — все это негативно влияет на неокрепшую психику ребенка и на его речь. И решить эту проблему могут специалисты русского языка при содействии руководства государства и поддержке семьи.
Во время проведения «круглого стола» были заслушаны презентации ряда специалистов сферы, мнения присутствующих и даны ответы на многие вопросы. Приятной новостью стало подписание договора о сотрудничестве вузов Узбекистана и России.
Получив высшее образование и пройдя ступени дальнейшего совершенствования, курсы повышения квалификации, каждый преподаватель, несмотря на многолетний опыт работы, узнает новое и полезное для своей профессиональной деятельности. Развитие связей между вузами разных стран благоприятно влияет на научное сотрудничество.
В современном обществе русский язык играет огромную консолидирующую роль, являясь языком межнационального общения.
Наталья МОРОЗОВА.
Фото Владимира ГРАНКИНА.