Компетентный подход в подготовке кадров
Воспитание и образование начинаются с колыбели, как говорит наш народ. Ведь только просвещение дает гармоничное развитие личности и обществу. Поэтому государственная политика в сфере образования должна основываться на его непрерывности на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада.
Из Послания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева
Олий Мажлису от 28 декабря 2018 года.
Компетентностный подход в образовании — это современный способ обеспечения качества подготовки кадров для всех сфер жизнедеятельности.
Первоначальные компетенции требуют целостного развития ребенка в качестве субъекта деятельности и нравственности. Как и на всех этапах обучения, основанных на компетентностном подходе, государственная программа обучения детей дошкольного возраста «Илк қадам» предусматривает подготовку ребенка к жизни, усвоение им нравственных норм и ценностей, необходимых для решения важных вопросов, общения с другими людьми, а также способов деятельности, связанных с формированием образа «Я». Здесь компетенция описывается как комплекс знаний, навыков, умений и ценностей ребенка. В данной программе раскрываются четыре вида компетенций — коммуникативная, игровая, социальная, познавательная. Но в учебной программе «Илк қадам» образование и воспитание осуществляются комплексно. Конечно, при обучении детей раннего возраста образование и воспитание необходимо осуществлять комплексно. Ведь нашей главной социальной задачей является формирование высокодуховной личности. Для этого необходимо соблюдать следующую жизненную формулу:
Духовность человека формируется через воспитание, а просвещение через образование. Если у человека богатая духовность, а просвещение на низком уровне, он отстанет от времени, если он просвещен, но бездуховен, то полученные знания будет направлять в плохое русло. Только если у человека есть оба этих качества, он будет полезен для общества и Родины. Но в науке, особенно в педагогике, понятия «образование» и «воспитание» рассматриваются в качестве
отдельных категорий.
До недавних пор в Узбекистане образование рассматривалось как обучение людей, или вооружение их соответствующими знаниями, умениями и навыками. Это был направленный именно на многих людей процесс. А образование, основанное на современном компетентностном подходе, направлено на личность. Вместо принятого в Советском Союзе местоимения «мы» теперь используется слово «я», поскольку в образовании и воспитании крайне важен индивидуальный подход к физическому лицу. Это объясняется тем, что компетентность каждой личности или индивида имеет свои отличия.
Понятие «компетенция» в образовании впервые ввел министр образования Франции Эдгар Фор в 1972 году в докладе комиссии, созданной при UNESCO. Комиссия предложила
4 уровня оценки компетентности человека в процессе непрерывного образования:
использование знаний, то есть подготовка обучающегося к узкой специализации через широкие общие знания;
выполнение работы, то есть обучение учащегося, кроме стандартных личных навыков, работе в команде;
жить вместе, то есть подготовка обучающегося пониманию других и решению конфликтов;
развитие, подготовка к росту «человеческого ресурса» посредством расширения личных качеств и возможностей учащегося.
Овладение данным уровнем компетентности осуществляется на протяжении всей жизни человека. За последние 10–15 лет в педагогических науках количество диссертаций и статей по компетентности возросло в несколько десятков раз. Но высказываемые мнения и суждения о ее сути и содержании различны.
Как правило, человек рассматривается:
в науке — как физическое лицо, способное научно обосновать любую историю, процесс или ситуацию;
в образовании — как человек, обладающий знаниями, умениями и навыками, соответствующими установленным в официальных образовательных нормативных документах требованиям, а также способный применить их в своей жизни, в частности, трудовой деятельности;
в практике — как специалист, обладающий жизненным опытом, в т.ч. в трудовой деятельности, способный быть наставником или учителем в своей сфере.
В отечественной системе образования существуют различные подходы в применении понятия компетентности. Первое: практическое применение полученных теоретических знаний. Обычно большинство учащихся, 4 года изучавших в школе физику, не могут установить или отремонтировать электрические приспособ-ления (патроны, розетки, выключатели). А ведь они должны были научиться этому и при изучении раздела «Электротехнические работы» учебного предмета «Технология». Еще один пример. Вроде бы учащиеся на высокие оценки усваивают знания по ботанике, но на практике не умеют ухаживать за растениями. На самом деле и это расширенно изучается в 5–7-м классах на уроках. Следовательно, компетенция — это не практическое применение теоретических знаний. Второе: обособление знаний, умений и навыков. Будто бы до сегодняшнего дня не уделялось внимание знаниям, умениям и навыкам, а теперь вдруг понадобилось формирование у учащихся опорных и частных компетенций. Это также является неверным толкованием компетенции.
Исходя из вышесказанного, в процессе образования уместно говорить не о «формировании компетенции», а о «компетентностном подходе в образовании». Например, Респуб-ликанским центром образования обозначены опорные и частные компетенции. Частные компетенции относятся к каждому учебному предмету, они полностью отражены в государственных образовательных стандартах и учебных программах по каждому предмету. Формирование опорных компетенций — широкомасштабный процесс. Для формирования опорных компетенций, в первую очередь, они должны быть внедрены в ГОС и учебные программы по каждому предмету. При создании или подготовке к переизданию учебников педагогам следует уделять внимание и формированию у учащихся опорных компетенций. Учителям необходимо учитывать опорные компетенции при изучении тем в учебном процессе, контроле знаний учащихся. Поэтому и разработчики ГОС и учебных программ, и авторы учебников, и педагоги должны в совершенстве овладеть опорными компетенциями.
По нашему убеждению, компетенция — это уровень таланта, склонностей и мастерства человека, физического лица или индивида. Опорные и частные компетенции можно отразить в качестве показателей реальных склонностей, таланта, мастерства. Например, математический, коммуникативный, музыкальный, технический, творческий — талант; психологические, педагогические, профессиональные, научные — склонности; математическая грамотность, речь, осведомленность о достижениях науки и техники, чтение, навыки работы с информацией и другие — мастерство.
Склонность — способность к какой-либо работе, одаренность. В этой связи предрасположенность и одаренность соответствуют сфере образования. А способность, как было отмечено выше, понятие с определенным смыслом. Например, склонность к психологии, трудолюбию, профессии и т.д. Любовь педагога к воспитаннику как к своему ребенку — показатель его преданности профессии. Поэтому первостепенное значение имеет ведение учебно-воспитательной деятельности, направленной на выявление склонности и ее развитие у физического лица, желающего выбрать профессию педагога.
Талант — совокупность индивидуальных психологических и физических качеств, определяющая способности личности в определенной сфере деятельности и субъективные предпосылки выполнения работы, в отличие от знаний, умений и навыков человека. В этой связи нужно отметить, что склонность касается не «общей личности», а «физической личности», ведь в юриспруденции понятие «личность» разделяется на две категории: физическую и юридическую. Во-вторых, талант — это индивидуальный показатель отдельного физического лица. Поэтому второе понятие, приведенное в «Ўзбек тилининг имло луғати», соответствует словам «одаренность», «талант», что у человека бывает с рождения. Например, в искусстве талант входит в первичный индивидуальный показатель физического лица, и поэтому очень важно учитывать эту особенность в
начальном образовании.
Мастерство — профессионализм, сноровка, ловкость. Профессионализм измеряется владением знаниями, умениями и навыками по специальности. Поэтому он непосредственно зависит от образовательной практики, то есть умения применять полученные физическим лицом знания на практике. Мастерство опирается на большой жизненный опыт. На производственных предприятиях уровень профессионализма физического лица считается первичным показателем компетентности.
Современное традиционное образование — средство предоставления систематизированных, официальных, современных знаний, соответствующих возможности овладения умениями и навыками, основанными на компетентностном подходе, при подготовке человека к жизни, в частности труду.
Выявление уровня склонности, таланта и мастерства человека (физического лица, индивида), обеспечение непрерывности и преемственности образования согласно степени компетентности, инновационное и эффективное направление его к уровням образования соответствует современным требованиям национальной концепции подготовки кадров, т.к. цель традиционного образования — подготовка кадров для разных сфер жизни и экономики. Поэтому 29 августа 1999 года одновременно были приняты законы Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров».
Актуальными проблемами, которые предстоит решить в будущем, являются обес-печение непрерывности и преемственности отечественного образования при подготовке кадров посредством выявления и объективной оценки уровня компетентности человека, физического лица или индивида, ведения государственного мониторинга, целенаправленности обучения. Они должны быть предметом научных исследований и инновационных разработок в маркетинге и менеджменте национального образования.
Аскар НИГМАТОВ,
доктор географических наук, профессор,
Гулнора НИГМАТОВА,
соискатель.
Институт подготовки
и повышения квалификации
руководителей и специалистов
дошкольных образовательных учреждений.