Мой путь в профессию
В нашей стране уделяется большое внимание подрастающему поколению, чтобы оно было здоровым, гармонично развитым и интеллектуально сформированным.
Через учителя-наставника дети познают окружающий мир, учатся различать, что хорошо и что плохо, писать и читать, знакомятся с миром букв и чисел, с классиками мировой литературы, повышают уровень своего образования. Учитель воспитывает в них духовно-нравственные качества, любовь к родной земле, уважение к национальному историческому и культурному наследию, укрепляет в них идеи человечности, гуманизма, патриотизма, уверенность в себе и в своем будущем.
Я тоже когда-то была ученицей. Ходила в школу и познавала этот необъятный мир через своих учителей. Благодаря их терпению, чуткости делала первые шаги на пути познания наук. Вспоминая школьные годы, уверена, что наш учитель по русскому языку и литературе Нурия Галиевна своей любовью к преподаваемым предметам привила и нам интерес к ним. На ее уроках мы буквально окунались в жизнь литературных героев, переживая и радуясь за них. Когда она с вдохновением и трепетным, волнующим чувством рассказывала о Пушкине, мы, придя в себя после урока, говорили, что ее место, наверно, на сцене и она стала бы хорошей актрисой. На уроках русского языка она легко и непринужденно увлекала нас в мир грамматики. Мы не скучали на ее занятиях. Когда перед началом каникул она давала нам примерный список книг, мы, а это большинство моих одноклассников, старались найти их и прочитать. Потому что она не забывала об этом задании и обязательно посвящала 2-3 урока обсуждению прочитанных произведений. Слушала внимательно наши мнения, задавала вопросы, при этом с уважением относилась к нашей точке зрения, помогая глубже понять то, что хотел сказать автор.
В моем интересе к изучению русского языка одна из главных ролей принадлежит и родителям. Отец и мама тоже очень хотели, чтобы мы, их дети, хорошо знали русский язык. Они всегда говорили, что из-за плохого знания языка у них бывают некоторые трудности на работе. При этом папа подчеркивал, что лишь чтение книг — настоящий отдых для души, оно дает человеку духовную и умственную пищу, что начитанный человек может свободно и красиво выражать свои мысли в словах.
Благодаря заботе и вниманию родителей, терпению и знаниям моих учителей по русскому языку и литературе Нурие Галиевне и Татьяне Михайловне изучение русского языка давалось мне легко.
В школьные годы я участвовала в олимпиадах по русскому языку, была среди победителей на областном этапе и призером республиканской олимпиады. А будучи студенткой, всегда опиралась на знания, полученные у школьных учителей.
Но, если честно, мой приход в эту профессию был случайным.
Окончила школу с золотой медалью. Свое будущее всегда представляла в ярких, светлых тонах, в нем не было места жизненным проблемам. Мечтала стать юристом, работать в органах внутренних дел, как папа. Для меня он был идеалом (когда я училась в 9-м классе, папа умер). Но мне пришлось столкнуться с реальной жизнью. Мама была категорически против моего отъезда для поступления в вуз. Во-первых, мои сестры учились в институте, во-вторых, для моего отъезда и проживания далеко от дома не было лишних материальных средств. И мне пришлось согласиться с мнением мамы и сдать документы в Термезский государственный университет. Поступила на филологический факультет по специальности «учитель русского языка и литературы». Мама и сестры сказали, что «это не конец света» и с этим дипломом я смогу работать по желаемой профессии.
Окончив университет с отличием, я все еще мечтала о работе в органах внутренних дел. Но... Вышла замуж в кишлак. А здесь, в основном, можно работать или медиком, или учителем. Муж не разрешил мне работать далеко от дома, семьи, детей. (Сейчас я выражаю ему свою благодарность.)
И вот началась моя педагогическая деятельность. Вначале это для меня было скучно, работала для зарплаты. Но через полгода мне дали класс, и я сблизилась через детей с жизнью школы. Стало интересно работать. Читала в глазах детей симпатию и доверие, они обращались ко мне со своими маленькими проблемами, и мы вместе находили выход. Прошли годы. Когда был выпуск моих первых учеников, поняла, ощутила всем сердцем, что быть учителем — это прекрасно и волнующе. Ученики прощались со мной, как с самым близким и дорогим человеком. С тех пор прошло 15 лет, но они навещают меня, делятся своими радостями и горестями. В моей учительской деятельности было уже несколько выпусков класса, но каждый из них имеет свою историю. Потому что каждый класс — это новый неоткрытый мир, каждый ученик — это личность, с присущими ей «плюсами» и «минусами».
Хочу остановиться и на предметной стороне моей учительской деятельности. Когда начинала работать, у меня было мнение, что привить любовь к изучению русского языка у детей сельской школы — это «как об стенку горох». Но и это оказалось неправдой. Замечала, как некоторые ученики очень стараются больше отвечать, выполняют дополнительные задания, активно усваивают занятия кружка. С этими ребятами занималась с увлечением. Вне уроков со старшеклассниками готовила сценарии мероприятий, посвященных поэтам, временам года, проводила вечера знатоков и умников, с учениками младших классов — праздничные утренники.
Однажды ко мне подошла мама одной ученицы: «Пожалуйста, уделите внимание и позанимайтесь с моей дочерью кроме уроков и кружковой работы. Она интересуется изучением русского языка и хочет быть такой, как вы. Но стесняется вам это сказать». И я начала индивидуальную работу с учениками, у которых был большой интерес к изучению этого предмета, стала заниматься с ними дополнительно, по 3-4 дня в неделю. Сколько детей приходило на эти занятия, а потом они переставали заниматься: так как нет общения вокруг, идет большая словарная работа с заучиванием. А такое углубленное изучение языка для многих детей — скучное и изнурительное занятие.
И вот первые ростки дали плоды. Мои ученики начали занимать призовые места в состязании знаний «Билимлар беллашуви» районного и областного этапов. Одна из моих учениц участвовала и на республиканском этапе. И я гордо заявляю, что это коренные сельские ребята. Просто это постоянный и упорный труд, изо дня в день, плюс мое внимание и их стремление. Благодаря ученикам и моей работе меня наградили нагрудным знаком «Отличник народного образования».
Говоря об успехах в своей учительской деятельности, хотелось бы затронуть и некоторые «больные» места в обучении языку.
У каждого учителя-предметника есть свои проблемы. Но, наверное, самые острые проблемы у нас, учителей русского языка. Так как язык является основным средством общения — обмена мыслями, чувствами, знаниями, мы являемся помощниками людей в их понимании друг друга, в их объединении для совместного труда. Работаю в сельской школе, а это значит «ноль» общения детей на русском языке. Только наши уроки — 2 часа в неделю, а этого очень мало. Объем материала в учебниках большой. Всего за 45 минут мы должны приобщать учащихся к правильной разговорной речи и формировать знания лексического и грамматического материала, соответствующие умения и навыки. На уроках родного языка они изучают некоторые из этих тем по нескольку часов. А мы — за 1 час. Сказать правду, я завидую учителям английского языка. Потому что у них — готовые методические пособия со всем техническим оснащением. Даже в самой отдаленной школе для них — кабинет с аудио- и видеотехникой, с изданием нового учебника, методические занятия, спецкурсы. А я, например, чтобы провести урок с показом слайдов, презентаций, прошу у учителей английского проектор, доску. Думаю, эти проблемы актуальны во многих школах, отдаленных от центральных городов.
От современного учителя требуется современный подход к проведению урока, к подаче знаний учащимся, но это труднодоступно, если при обучении нет постоянного применения информационной технологии, если учитель едет в районный центр, чтобы взять информацию из интернета, так как подключение к нему в селе очень слабое.
И все же будущее своей профессии представляю в ярких и светлых тонах. Так как в нашей стране в настоящее время уделяется большое внимание образованию на современном уровне. Это и проводимые в образовании реформы, и новые законодательные акты для улучшения педагогической деятельности, и внимание к повышению статуса профессии учителя, и повышение зарплат педагогов, и введение новых методик проведения уроков.
Смотрела недавно телепередачу «Открытый урок» — встречу студентов с актрисой театра и кино Дильнозой Кубаевой. Ей задали вопрос: «Что для вас верность?» И она ответила, что верность — это многогранное понятие: верность Родине, верность близкому человеку, верность идеям. Главное — верность в самом человеке. Если человек верен себе, он будет верным своей профессии, и благодаря этой верности будет любить свою работу и принесет большую пользу обществу, вкладывая свою долю в развитие и процветание страны. Думаю, каждый должен быть верен своей профессии, чувствовать ответственность, идти в ногу со временем, больше работать над собой, быть всегда в поиске нового, уметь внедрять это в своей практике.
Жизнь идет гигантскими шагами. Чтобы успеть за ней, молодое поколение, которое мы обучаем и воспитываем, должно постоянно повышать свой интеллектуальный уровень. А это значит, что мы тоже должны соответствовать тем требованиям и задачам, которые стоят перед нами сегодня. Ведь от нас, педагогов-наставников, зависит развитие и процветание нашей Родины. Дети, которых мы сегодня обучаем и воспитываем, это наше завтра. И мы с честью и с любовью к выбранной профессии должны внести свой вклад в становление будущего.
Дильдора ХАНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 4 Ангорского района.
Сурхандарьинская область.