Качество и потенциал
В Указе Президента нашей страны «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года определены задачи по развитию социальной сферы, в частности, сферы образования. Во исполнение поставленных задач принято более 70 соответствующих правительственных документов, что стало началом нового этапа коренного реформирования системы образования, в том числе системы переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов народного образования.
Cогласно постановлению главы государства от 30 сентября 2017 года «О совершенствовании деятельности министерства народного образования Республики Узбекистан» Центральный институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования имени А.Авлони переименован в Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени А.Авлони. Обновлены задачи и функции по совершенствованию его деятельности для перехода на качественно новый уровень системы переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Утверждены государственные требования к переподготовке и повышению квалификации управленцев, положение о проведении курсов со слушателями.
Руководствуясь основными направлениями стратегического развития страны, поставленными перед образованием целями, учитывая персональную ответственность каждого руководителя образовательного учреждения, специалисты института в сотрудничестве с Научно-практическим исследовательским центром «Оила», Комитетом по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Центральным советом Союза молодежи Узбекистана, специалистами Национального университета Узбекистана, Главным научно-методическим центром министерства высшего и среднего специального образования, Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, Республиканским центром духовности и просветительства, при содействии центра образования при Посольстве Республики Корея в нашей стране кардинально пересмотрено содержание учебных планов, программ и форм прохождения курсов повышения квалификации. Пакет соответствующих документов прошел экспертизу Государственной инспекции контроля качества образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Увеличено количество практических модулей, внедрена многоуровневая система оценки слушателей путем тестирования, психологической диагностики, решения кейс-заданий и собеседований, что выявило ключевые компетенции: системность мышления в определении целей и задач деятельности руководителя, ценности, управленческий профессионализм, лидерские качества и психологическая готовность в управлении. Усовершенствованные учебные программы нацелены на развитие у слушателей инициативности, лидерских качеств, навыков системного критического анализа деятельности педагогического коллектива и стратегического планирования мероприятий по повышению качества обучения, создания условий на перспективу роста интеллектуального потенциала. Помимо традиционных курсов внедрены непрерывные формы повышения квалификации. С 2017 года на основании приказа Министерства народного образования осуществляется проект «Развитие профессиональной компетенции педагогов системы народного образования». С участием опытных методистов-учителей на базе опорных школ в методические дни по каждому предмету проводятся практические тренинги по программам, разработанным совместно с ведущими профессорами, преподавателями вузов, специалистами инновационных центров при вузах. Данный проект построен на блочной системе, включая в себя постоянно обновляемые модули, ориентированные на профессиональные компетенции учителя, и предусматривает различные формы проведения курса (выездной блок, дистанционная форма, видео-форум). Для постоянного мониторинга качества проведения курса на портале института открыты сайты www.masofa.uz, innovatsiya.masofa.uz.
В связи с переходом на обязательное 11-летнее образование действует проект «Современное образовательное учреждение» в форме выездных краткосрочных курсов. Определены 529 опорных общеобразовательных школ, отвечающих современным требованиям обучения. Отобраны и обучены на базе института постоянно действующие модераторы целевых выездных курсов: специалисты народного образования, опытные, активные, творческие учителя, руководители школ. Курс решает задачи своевременного продвижения инновационных технологий менеджмента в образовании, совершенствует работу по выявлению, обобщению и распространению опыта учителей-новаторов, расширению сети современных образовательных учреждений, непрерывной поддержке профессиональной компетентности руководителей школ во время межкурсового повышения квалификации.
В соответствии с заказами Министерства народного образования для руководителей областных управлений и районных отделов народного образования в институте ежеквартально проводятся краткосрочные 36-часовые спецкурсы. Анализ результатов обязательных для руководителей народного образования онлайн-тестирований указывают на недостатки в профессиональной компетентности ряда руководителей, по отношению к ним Министерством народного образования принимаются соответствующие меры.
Нововведением стали авторские курсы. Академик С.Гулямов ведет курс «Вопросы повышения качества «человеческого капитала» при формировании инновационной экономики», профессор Т.Ширинов — курс «Обеспечение выполнения Государственной программы в учебных заведениях», профессор Ташкентского исламского университета М.Мухаммадсидиков — курс «Пропаганда идей межнационального согласия и религиозной толерантности в процессе духовно-просветительского воспитания молодежи». Проводятся совместные тренинги «Управление персоналом» на основании партнерских договоров с профилирующими кафедрами вузов.
Во исполнение приказа Министерства народного образования с января текущего года начал свою работу проект «Дублер». Определен преподавательский состав, разработана 72-часовая годовая целевая программа курса. Со всех регионов поступило более 18 тысяч заявок на участие в проекте. Это перспективные учителя не старше 35 лет, специалисты по работе с молодежью. Разработаны перспективные планы курса и каждого участника по теме «Если я буду директором». Предстоит работа по определению психологической готовности, профессиональной компетентности и кругозора участников. Для обеспечения тесной связи теории с практикой управленческой деятельности предусмотрены стажировки в качестве дублера в учреждениях, расположенных вне территории их постоянного проживания.
В целом, по сравнению с прошлыми годами за счет применения различных форм повышения квалификации число слушателей увеличилось: в 2017 году их было 5800, на 2018 год заказ составил 7700. Также увеличилось число слушателей дистанционной формы повышения квалификации не только среди методической службы, но и директоров школ и их заместителей: в 2017 году их было всего 125, а к началу текущего учебного года благодаря обеспечению новыми информационными ресурсами в рамках инвестиционной программы — 2000. Сегодня институт охватывает 48 категорий слушателей, из них 14 — руководителей: 9680 директоров общеобразовательных школ и их заместителей по учебной и духовно-просветительской работе, 23 — домов «Мехрибонлик», 87 — специализированных школ и школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями, 211 — детских центров «Баркамол авлод», 14 — областных управлений и 195 — районных отделов народного образования, всего — 10210.
Наряду со специальными дисциплинами на основе договоров о партнерстве слушатели знакомятся с историей страны, посещая музеи столицы, театры, расширяют свой кругозор, знания о творчестве отечественных поэтов и писателей. В рамках мероприятий «Бдительность — требование времени» на такие актуальные темы, как борьба с коррупцией, профилактика религиозного экстремизма и терроризма, «массовой» культуры, наркомании, идеологическое воспитание участников учебного процесса, слушатели участвуют в заседаниях «круглых столов» с участием специалистов Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, учеными, специалистами Ташкентского исламского университета, Исламского института имени Имама Аль-Бухари, Национального информационно-аналитического центра по контролю за наркотиками при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Республиканского центра по борьбе со СПИДом, представителями правоохранительных органов по работе с несовершеннолетними.
Институтом проводятся инновационные исследования. Так, совместным проектом с ЮНЕСКО «Глобальное гражданское образование и учебные занятия» предусмотрены разработка учебно-методического пособия и проведение краткосрочного курса по глобальному гражданскому образованию для педагогов общеобразовательных школ и профессиональных колледжей. Проект «Поддерживающее кураторство», осуществляемый совместно с ЮНИСЕФ, посвящен разработке и внедрению эффективных механизмов оказания непрерывной методической поддержки учителям. Осуществляется ряд научно-практических исследований по государственным грантам. Проект «Разработка технологий педагогической поддержки послекурсовой деятельности работников народного образования» нацелен на обеспечение соответствия системы повышения квалификации работников народного образования современным требованиям и постоянной поддержке профессионального развития педагогических кадров. В рамках выполняемого по грантовой программе поддержки молодых ученых проекта разработана и внедрена в практику электронно-информационная и образовательная среда, обеспечивающая непрерывное самостоятельное повышение квалификации учителей физики общеобразовательных школ без отрыва от работы, издано методическое пособие «Инновационные педагогические технологии повышения квалификации учителей физики».
В соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах институт участвует в разработке проекта новой редакции закона «Об образовании». В Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий разрабатывается программа по внедрению новых методов оценки управленческих кадров и механизмов их отбора, приема, ротации, формирования резерва кадров.
Новые подходы требуют новых разнообразных форм и методов подготовки кадров и качественного повышения их квалификации. Для этого нужно усовершенствовать системы обеспечения эффективной программой введения в профессию, непрерывного профессионального развития и поддержки на основе потребностей, мотивационной компенсации, механизмов привлечения, развития и сохранения высококвалифицированных педагогов. Необходимо разработать отдельный стандарт для учителей по оценке уровня их достижений в каждой области (навыки преподавания, эффективность работы, квалификационные предметные тесты и знание иностранных языков, навыки работы с компьютером и ИКТ). Кроме того, отсутствует связь между решением задач по совершенствованию квалификации педагога и улучшению результатов учащихся с разным уровнем знаний и способностями. Недостаточно стимулов вовлечения педагогов в процесс профессионального развития на постоянной основе. Профессиональное развитие еще не адаптировано к потребностям учителей на разных этапах их карьеры и не способствует повышению их удовлетворенности своей работой. Отсутствует целостный механизм мониторинга качества образования и единого подхода к отслеживанию и оценке динамики развития профессиональных навыков и компетенций учителей. Инструменты мониторинга работы педагогов служат целям административного управления (подотчетность), а не повышению ее эффективности. Учителя воспринимают их как тягостные, трудоемкие и неэффективные меры, отнимающие время и отвлекающие от основной продуктивной деятельности. Нужно создать рамочные требования к компетенции руководителей школ, которые станут основой для подготовки к обучению до начала трудовой деятельности и повышению квалификации без отрыва от работы, постановки целей и оценки эффективности работы.
Необходимо установить стандарты квалификации и критерии эффективности работы директоров школ, соответствующие их роли — как управленцев, так и руководителей процесса обучения, содействовать инструктированию и наставничеству новых руководителей при помощи опытных сотрудников, в том числе путем создания школьных сетей.
Над этими и другими задачами институт работает, привлекая не только отечественных специалистов, но и коллег-партнеров из других стран — Института повышения квалификации руководящих работников образования Республики Корея, Института переподготовки и повышения квалификации руководящих работников образования имени Аминуддина Баки Малайзии. Докторанты и научные работники института ведут научные исследования по проблемам инновационных технологий менеджмента в образовании.
На официальном сайте avloniy.uz размещается информация об институте, действующих курсах. На странице «Стратегия в действии» освещаются мероприятия в рамках Государственной программы «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». Семинары, интерактивные службы по проектам, методические непрерывные курсы и форумы для учителей иностранных языков, дистанционная методическая служба для предметников работают на страничке «Опорные школы». Действуют виртуальная приемная, служба постоянно обновляемой нормативно-правовой базы, представлены банк онлайн-тестов для слушателей курсов переподготовки, годовой план, учебные программы, виртуальные курсы по схеме «2+2». Ежемесячно на сайте освещаются итоги о прохождении курсов.
В информационно-ресурсном центре института имеются богатый фонд художественной и специальной литературы в объеме 23723 экземпляра, электронный ресурс. Гордость института — единственный в стране мини-музей А.Авлони.
Мурод АХМЕДОВ,
докторант Института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени А.Авлони.