Смотр педагогического мастерства
Недаром говорится: талантливый человек талантлив во всем. Республиканский смотр-конкурс «Лучший учитель-предметник года» ежегодно выявляет не только самых передовых и достойных в своем направлении специалистов, но и позволяет поощрить тех, кто без устали стремится к самосовершенствованию, личностному росту. В этом году, в отличие от предыдущих, республиканский этап конкурса по разным предметам проводится в регионах страны.
В общеобразовательной школе № 38 города Нукуса состоялось состязание учителей по предмету «Информатика и информационные технологии». Примечательно, что с трех регионов страны — города Ташкента, Хорезмской и Кашкадарьинской областей было выдвинуто по 2 кандидата.
— В современном мире не только учителя, но и учащиеся должны в совершенстве владеть информационно-коммуникационными технологиями, — подчеркивает методист по точным предметам Центра образования Республики Каракалпакстан Захида Усенова. — И для учителей информатики и информационных технологий очень важно уметь донести свои знания учащимся. Примечательно, что многие педагоги ведут собственные сайты, а некоторые даже помогают открыть их учащимся. Чтобы создать самый обычный сайт, требуется знание языков программирования. Но если ученик выучит основные символы и выражения, то поймет, что это гораздо проще, чем кажется. В ходе конкурса многие учителя заметно волновались, хотя имеют многолетний стаж работы. Не считаю это недостатком, ведь настоящий творческий человек не может быть полностью спокоен, потому что у него и урок проходит в духе «неожиданности». Никто не знает, как поведут себя ученики на занятии, а задача педагога — подстраиваться под них, применять тактику работы, которая вызовет интерес к знаниям. Ведь каждый учащийся уникален.
В последние годы Министерством народного образования Республики Узбекистан проводится большая работа по широкому внедрению в сферу современных информационно-коммуникационных технологий, эффективному использованию их в учебно-воспитательном процессе и повышению компетентности учащихся и учителей в области ИКТ. С этой целью налаживается тесное сотрудничество со многими престижными международными организациями, компаниями, в частности Microsoft, Oracle, Cisco.
— Сотрудничество осуществляется по направлениям адаптации и внедрения учебных курсов по дальнейшему повышению грамотности учителей и учащихся в области ИКТ, укрепления компетенций, формирования навыков по современным профессиям, а также подготовки тренеров среди передовых педагогов и определения опорных (пилотных) образовательных учреждений, — рассказывает руководитель пресс-службы МНО Бахриддин Шайвалиев. — В январе-мае этого года ряд учителей по предмету «Информатика и информационные технологии» повысил квалификацию на курсах, организованных компанией Microsoft, где педагоги изучили структуру сетей, установку, настройку и управление системой Windows Server. В завершение им были вручены соответствующие сертифкаты от учебного центра Micros. Теперь, сдав квалификационные экзамены по программному обеспечению и технологическим решениям Microsoft, они смогут получить сертификат по специальности. Сначала на данных учебных курсах предусмотрено повышение квалификации одной группы учителей и подготовка их в качестве тренеров. В дальнейшем планируется дать глубокие знания и развить умения учащихся старших классов в региональных опорных школах, что позволит школьникам овладеть современными профессиями, связанными со сферой ИКТ.
Несибели МАМБЕТИРЗАЕВА.
Республика Каракалпакстан.
***
Одними из актуальных на сегодняшний день задач считаются широкое распространение опыта передовых и инициативных учителей, работающих в сфере народного образования, определение педагогических технологий, способствующих повышению качества и содержания процесса воспитания и обучения. В их решении важную роль играет традиционный республиканский смотр-конкурс «Лучший учитель-предметник года», заключительный этап которого среди учителей английского языка в этом году организован в Наманганской области.
— Состязание проходит с учетом изменений, — отмечает специалист Главного управления организации деятельности образовательных учреждений МНО Гулом Кобулов. — В этом году в заключительном этапе участвуют 197 педагогов по 13 предметам. Конкурс состоит из нескольких туров: составление разработки урока и ее презентация, представление достижений за последние 3 года (успехи учащихся на республиканских и международных предметных олимпиадах, в состязании знаний «Билимлар беллашуви»), проведение открытого урока и онлайн-тестирование. В состав жюри вошли по одному педагогу из каждой области, что позволит достичь беспристрастности оценивания.
При выборе места проведения конкурса по конкретному предмету учитывался имеющийся в области опыт. А учителя английского языка Наманганской области постоянно демонстрируют высокий уровень педагогического мастерства. Так, лучшим учителем-предметником 2014 года была признана Гульшан Махмудова из государственной специализированной общеобразовательной школы № 6 с углубленным изучением английского языка города Намангана.
Областное управление народного образования позаботилось о проведении нынешнего состязания педагогического мастерства на высоком организационном уровне, обеспечении объективности и прозрачности. Особое внимание было уделено созданию благоприятных условий для педагогов, что позволило им максимально проявить творческие способности, наглядно продемонстрировать свой опыт работы.
— Открытые уроки учителя проводили в общеобразовательной школе № 34 города Намангана, — отмечает методист по иностранным языкам Наманганского областного управления народного образования Мухаммаджон Насриддинов. — В финал прошли самые лучшие. Тема урока выбиралась по жеребьевке, работать приходилось в незнакомом классе, каждое движение строго фиксировалось сидящими на последних партах членами жюри. Участники справились с задачей успешно, о чем свидетельствует незначительная разница в баллах.
Севара Неъматова работает в школе № 33 Бувайдинского района Ферганской области. Она молодой специалист, но уже сейчас руководство образовательного учреждения, районо и даже облУНО видят в ней профессионала, который в будущем воспитает достойную плеяду гармонично развитых личностей, свободно владеющих английским языком.
— Рада поделиться своим опытом, еще приятнее изучить работу передовых коллег, — говорит С.Неъматова. — Для меня большая честь участвовать в этом престижном состязании. В целом, эти 3 дня пролетели незаметно. Мы сдружились с коллегами из других регионов страны, хотя здесь являемся соперниками. Понравилось проводить открытый урок для незнакомых учащихся, которые после занятия окружили меня и просили приехать еще, что было для меня самой высокой оценкой.
Для обеспечения содержательного досуга учителей-предметников в свободное от конкурса время была организована поездка по достопримечательным местам Намангана.
Ганишер АКБАРОВ.
Наманганская область.
***
Высокий профессиональный уровень, опыт работы с подрастающим поколением и желание постоянно самосовершенствоваться и повышать педагогическое мастерство, а также владение информационно-коммуникационными технологиями — все это обязательные составляющие образа современного педагога. Именно на эти качества обращали внимание члены жюри традиционного смотра-конкурса «Лучший учитель-предметник года», в котором не только победа, но и участие играет значимую роль. Ведь участники данного конкурса являются одними из лучших и передовых педагогов республики.
В общеобразовательной школе № 12 города Бухары встретились 16 учителей математики. Каждый из 4 туров конкурса требовал от участников тщательной подготовки, хороших знаний, опыта работы с ИКТ и, конечно же, навыков работы с классом.
— Нелегко оценивать мастерство учителей, у каждого свое видение организации учебно-воспитательного процесса, — отметил член жюри Уктам Абдусалимов, учитель математики государственной специализированной общеобразовательной школы № 5 Кургантепинского района Андижанской области.
Интересно было наблюдать за проведением педагогами открытых уроков. Участникам необходимо было сделать это в незнакомом классе на тему, выбранную в запечатанном конверте. За короткое время они должны были разработать план занятия, применяя различные педагогические навыки. Учитель общеобразовательной школы № 50 Кунградского района Респуб-лики Каракалпакстан Рустамбек Мамбетсапаев провел урок в 9-м классе на тему «Квадратичная функция».
— Чтобы создать благоприятные условия и вызвать внимание и интерес учеников в незнакомом классе, при проведении занятия старался подойти к нему творчески и применить различные педагогические методы и игровые формы, — говорит Р.Мамбетсапаев. — Тема урока нелегкая, но старался донести ее до учащихся в доступной форме, установить контакт с каждым учеником и поддерживать внимание класса на протяжении всего занятия.
В четвертом, решающем туре конкурса участникам необходимо было ответить на 50 тестовых вопросов, каждый из которых оценивался в 0,5 балла. Педагоги, опираясь на свой багаж знаний, прошли тестирование в режиме онлайн.
— Впервые участвую в этом конкурсе. Рад был продемонстрировать свои навыки, а также поучиться у коллег из других областей, — поделился впечатлениями Бекзод Беков, учитель математики ГСОШ № 31 Алатского района Бухарской области. — Это отличная возможность обменяться опытом, стимул к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
Мохрухсор ТАГАЕВА
Бухарская область.