Как привлечь внебюджетные средства?
В общеобразовательной школе № 324 Шайхантахурского района столицы прошел учебный семинар, на котором свой положительный опыт по организации деятельности школы в формировании и рациональном использовании внебюджетных средств презентовала государственная специализированная общеобразовательная школа № 307 Яшнабадского района. В семинаре участвовали директора и учителя столичных общеобразовательных учреждений.
Исполняющий обязанности заместителя министра народного образования Отабек Назиров отметил, что сегодня в сложившейся финансовой ситуации современного мира интересными, важными и актуальными для всех образовательных учреждений стали вопрос об организации и регулировании деятельности, приносящей дополнительный доход и практика применения в этой области законодательных актов. В связи с этим обмен положительным опытом в деле привлечения внебюджетных средств обретает особую значимость.
— В нашей школе обучаются 2294 учащихся при мощности, рассчитанной на 1537 мест, — говорит директор ГСОШ № 307 Дильноза Рахманова. — С сентября 2000 года администрацией школы при участии преподавательского состава было принято решение найти и реализовать способы заработка внебюджетных средств. С того времени образовательное учреждение начало оказывать платные образовательные услуги, которые служат основным источником формирования внебюджетных средств. Это классы с дополнительным образованием, группы по интересам, подготовки к школе и гувернантские. Также к дополнительным источникам относятся: спонсорская помощь (попечительский совет и т.д.), аренда помещений, организаторская работа, кредиты и гранты. Сегодня в образовательном учреждении функционируют 39 классов (с 1-го по 10-й) с платным дополнительным образованием, и их число увеличивается с каждым годом. Это классы, где дети находятся целый день с 8.00 до 17.00 и помимо ГОС ОСО имеют возможность изучать дополнительные дисциплины. Это иностранный язык (английский, корейский), компьютерная грамотность, хореография, театральное искусство, геометрия и логика, шахматы, а также спортивные кружки.
Гувернантские группы создаются на базе одного класса или одной параллели в составе 10-11 человек для выполнения домашнего задания при участии учителя.
Подготовка детей младшего дошкольного возраста проходит в группе «Почемучка», где ребята занимаются изобразительным искусством, развитием речи, английским и родным языком. В группе «Кичкинтой» для детей 6-ти лет подготовка к обучению в школе основана на уроках развития речи и чтения, математики и логики, изобразительного искусства, художественного труда, разговорного английского, узбекского и русского языков.
Кроме того, учащиеся по желанию могут обучаться дополнительно в следующих платных группах: World English — изучение английского языка по американскому учебнику, математика с опережением и элементами экономики, коррекционные группы, спортивные секции.
В результате систематических дополнительных занятий повышается уровень качества знаний учащихся, обеспечивается их полная занятость в течение всего учебного дня. Благодаря классам с дополнительным платным образованием учителя имеют постоянный дополнительный заработок на своем рабочем месте. Кроме того, внебюджетные средства позволяют школе значительно улучшить свою материально-техническую базу, расширить возможности материального стимулирования работников, способствовать формированию руководителей нового образца — самостоятельных и предприимчивых.
— По многим причинам реализация возможностей дополнительного заработка в общеобразовательных школах протекает не слишком успешно, — поясняет заместитель директора по дополнительному платному образованию ГСОШ № 307 Наталья Полюдова. — Одна из них заключается в том, что любой директор или преподаватель, в первую очередь, обладает педагогическим мастерством, профессиональными знаниями, способностями и навыками, а не менеджерским складом ума и предпринимательской инициативой. Вместе с тем образование в школе всегда было бесплатным, и идея «продавать» образовательные услуги поначалу кажется для многих педагогов неприемлемой.
Тем не менее сфера образования всегда нуждалась и нуждается в дополнительном финансировании. За последние годы некоторые школы научились зарабатывать. Наше образовательное учреждение является ярким тому подтверждением. Сегодня мы представили информацию об удачном опыте преодоления постоянного школьного безденежья и успешного привлечения внебюджетных средств, чтобы коллеги могли воспользоваться им. Понятно, что трудно начать заниматься предпринимательством, и любой опыт в этой области накапливается только на практике, методом проб и ошибок.
Таким образом, мы, проявив предприимчивость и инициативность, решили заняться предпринимательством, основанном на принципах добросовестности, гласности и прозрачности.
Прежде чем начать зарабатывать деньги, необходимо ознакомиться с основополагающими документами. Это Закон Республики Узбекистан «Об образовании», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 414 от 3 сентября 1999 года, № 490 от 31 декабря 2001 года и № 263 от 7 июня 2004 года, Устав школы. К списку также следует добавить сведения о видах осуществляемой образовательной деятельности, о порядке общего (бюджетного) финансирования школы, источниках внебюджетных средств, распоряжении средствами и иные сведения, не противоречащие законодательству и рекомендованные Министерством народного образования Рес-публики Узбекистан.
«С чего начать?» — вопрос, который стоит перед всеми, кто собирается приобрести стабильный источник дохода, в данном случае — для нужд школы. Начиная заниматься маркетингом, следует ответить на следующие вопросы: какие конкретно образовательные и другие услуги может оказывать образовательное учреждение; состояние материально-технической базы; как будет работать фонд школьного развития; есть ли в школе учителя, профессионально готовые к оказанию платных образовательных услуг; какая цена услуг и товаров приемлема для главного заказчика — родителей; какова будет прибыль от оказываемых услуг; можете ли вы привлечь выпускников, родителей, спонсоров к оказанию помощи и др.
Далее ищем единомышленников в лице администрации, учителей, родителей и общественности. Все необходимые планы и программы следует обсуждать на педагогических, попечительских и родительских советах, а также классных родительских собраниях. Затем необходимо заняться подготовкой соответствующих документов, разрабатываемых совместно с профессионалами: юристами и бухгалтером. Смета расходов и штатное расписание утверждаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством, школа самостоятельно определяет договорные (свободные) цены (тарифы) на работы и услуги.
Во избежание проблем деньги за платные услуги принимаются только в специальной кассе (наличный, безналичный расчет, терминал), после чего выписывается квитанция, сумма вносится в приходный кассовый ордер и направляется в банк на внебюджетный счет школы. Учителя и сотрудники школы к деньгам не прикасаются.
Таким образом, основные задачи, которые преследует школа в деле формирования и привлечения внебюджетных средств, — это совершенствование подхода к оплате труда педагогов, их социальная защита и улучшение материальных условий, стимулирование творческого подхода к педагогической деятельности.
Для работы по дополнительному платному обучению привлекаются учителя высокой квалификации. Администрация школы заключает с каждым педагогом индивидуальный трудовой контракт по дополнительному платному обучению, в котором оговариваются обязательства сторон и условия оплаты труда. Привлеченные учителя отвечают за качество знаний учащихся, используют современные педагогические технологии, технические средства обучения и разнообразный раздаточный материал.
Алина КУРБАНОВА.
Фото Бурхона РИЗОКУЛОВА.