Инициатива и творческий поиск
В Ташкенте состоялся I республиканский слет учителей русского языка и литературы в классах с другим языком обучения.
Организаторами и инициаторами мероприятия под девизом «Кто владеет информацией, тот владеет миром» стали учителя-филологи Максуд Суванов (общеобразовательная школа № 226 Яшнабадского района столицы), Моника Шаряева (специализированная школа-интернат № 19 Жондорского района Бухарской области) во главе с Барно Турсуналиевой (общеобразовательная школа № 31 города Ферганы). Они являются создателями группы filologi_uz в социальной сети для педагогов, преподающих русский язык в классах с другим языком обучения. Уже несколько лет коллеги из разных областей общаются по виртуальной сети, обмениваясь полезной информацией. И вот, наконец, долгожданная встреча, на которой педагоги со всей страны поделились накопленным опытом.
Юлия Мусурманова, учитель общеобразовательной школы № 5 города Янгиера Сырдарьинской области, автор учебников «Русский язык в классах с узбекским и другими языками обучения» представила презентацию о новинках календарно-тематических планов в новом учебном году. Также было рассказано о новом учебнике «Русский язык» для учащихся 11-го класса, который будет издан к новому учебному году.
Максуд Суванов в своем докладе «Компетентность профессионального учителя» подчеркнул необходимость повышения авторитета педагога. Некоторые руководители на местах, злоупотребляя служебным положением, привлекают учителей к принудительному труду, что негативно влияет на учебный процесс. Не менее актуальный вопрос — освобождение учителей от бумажной волокиты: большую часть времени педагоги заняты заполнением отчетов, справок.
Барно Турсуналиева в докладе «Использование ИКТ на уроках русского языка» отметила, что ИКТ в первую очередь нужно применять при опросе по домашнему заданию, введении в новую тему и закреплении пройденного материала. Создание условий для формирования познавательной активности и ее целенаправленного и регулярного развития способствует качественному росту результатов обучения. Применяемые на уроках русского языка и литературы ИКТ повышают интерес к изучаемому предмету, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на основе дифференцированного подхода, обеспечивают надежность и объективность оценки их знаний. Разнообразие форм учебной деятельности на уроке способствует развитию интеллекта школьников, совершенствованию их практических умений и навыков самостоятельной работы по поиску информации, включению учеников и педагогов в современное информационное пространство.
Присутствующих заинтересовала продемонстрированная Моникой Шаряевой игра «Живой микрофон». Ее цель — помочь выучить новые слова тем ученикам, кому трудно дается освоение русского языка. Игра позволяет школьникам раскрепоститься, учит их общаться друг с другом и повышает эмоциональный настрой.
Доклад на тему «Внеклассное чтение как вид работы по развитию речи» представила учитель общеобразовательной школы № 314 Шайхантахурского района столицы Дилфуза Бобоева. Она отметила, что двух часов, выделяемых для уроков русского языка в школах с другим языком обучения, недостаточно. Поэтому занятия по внеклассному чтению во внеурочное время должны стать обязательной частью работы учителя русского языка и литературы.
Зулхумор Исакжанова, учитель общеобразовательной школы № 3 Уйчинского района Наманганской области, поделилась методами обучения русскому языку. Она считает, что использование межпредметных связей способствует развитию культуры личности, творческих способностей, эстетического вкуса. На уроках она применяет такие методы и приемы, как «Ассесмент», графический тест, техника органайзера, «Радуга», «Корзина идей». Правильно применяемые методы в определенной степени ведут к развитию познавательного интереса, активизации самостоятельной практической работы. С ней полностью согласна Хосиятхон Джураева, педагог общеобразовательной школы № 11 города Чирчика Ташкентской области. Она уверена, что использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
— Очень рада тому, что лично познакомилась с передовыми коллегами, — говорит Альбина Салохиддинова, учитель общеобразовательной школы № 21 Шурчинского района Сурхандарьинской области, занявшая 2-е место в республиканском смотре-конкурсе «Лучший учитель-предметник года-2018». — Думаю, что это только начало большого, крепкого сотрудничества. Надеюсь, что слет филологов будет проходить регулярно, два раза в год. И каждый раз — в разных регионах страны, чтобы ознакомиться с методами работы коллег на месте.
Бибигуль МУРТАЗАЕВА.
Фото Владимира ГРАНКИНА.