Заметки классного руководителя
На протяжении многих лет работаю в школе учителем географии и веду классное руководство. Сегодня на страницах любимой газеты хочу поделиться опытом работы с молодыми коллегами, которые начинают педагогическую деятельность. Как правило, в начале карьеры знания педагога поверхностны и академичны, и на практике приходится «пуд соли съесть», пока не накопится опыт и профессиональные наработки.
Прежде всего, хочу поговорить о целях и задачах, к которым нужно стремиться в своей работе. Приступая к классному руководству, на начальном этапе важно сформировать коллектив, отношения в котором будут основаны на дружелюбии и взаимоуважении учеников, способных искренне радоваться успехам других, умеющих самостоятельно открывать для себя мир знаний. Необходимо стремиться к созданию в классе такой теплой атмосферы, о которой по окончании школы будут по-доброму вспоминать и учителя, и ребята.
Кроме того, классный руководитель, как капитан корабля под названием «наш класс», помогает учащимся, переходящим из младшего в среднее звено, справляться и осваиваться с новыми для них системой уроков и учителями. Как близкий друг и наставник он должен воспитывать в своих подопечных самостоятельность, инициативность и предприимчивость, призывая их также к справедливому и уважительному отношению как к педагогам, так и друг к другу. Суть справедливости заключается в равных шансах для всех учеников в классе, независимо от их социального положения, возможностей в учебе, типа характера. К примеру, все стремятся сидеть за первой партой. В нашем классе каждый ребенок имел такую возможность. Каждую неделю, ученики менялись, занимая место за партой впереди. Раз в четверть ребята менялись и рядами.
Для классного руководителя важно уметь вовремя распознать и тактично пресечь элементы буллинга (агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны других), когда «жертва» не в состоянии защитить себя от нападок большинства. Педагог должен уметь наказывать за проступки, не ущемляя достоинство ребенка. Именно в 5-6-х классах учитель формирует свой коллектив, а в старших классах просто поддерживает сформированный имидж.
Работа с первым учителем. Быть классным руководителем — это значит, всегда быть в курсе всего, что происходит в классе. Педагог представляет каждого ученика в отношениях: ученик — учитель-предметник, родитель — ученик — учитель, ученик — ученик. Он друг и союзник класса, поэтому важно выстраивать доверительные отношения с коллективом. В этом может помочь работа с учителем начальной школы, под контролем которого ребята находились в течение 4-х лет. Бывший наставник лучше знаком с особенностями каждого ребенка и его семьи, бытовыми условиями и прочими нюансами. Потому на первых порах активно общайтесь с педагогом, чей класс вы взяли. Учителю начальных классов небезразлично, к кому попадут его воспитанники. Спрашивайте — вам помогут.
«Эффект присутствия» — метод, используемый мной на первых порах работы с классом. Заходите на уроки к вашему классу, сидя за последней партой, наблюдайте за их поведением. Это поможет ребятам быстрее привыкнуть к вам, и вы познакомитесь ближе.
Сила похвалы. В работе с классом важно не забывать хвалить и поощрять как весь коллектив, так и отдельных ребят в присутствии всего класса. Хвалить ребенка, значит мотивировать его. Заслуженная похвала — это момент торжества и радости как для учителя, так и для учащегося. Например, пусть у доски в классе будет особое «торжественное место», куда классный руководитель может приглашать выйти группу учащихся или одного ученика, объявляя о каких-либо достижениях и других хороших моментах: победа в конкурсе, отличное окончание четверти или года, спортивные успехи. Отличившихся учащиеся и наставник награждают аплодисментами.
Тесное сотрудничество с родителями. Классное руководство — это систематическая плодотворная работа с родителями учеников. В моей практике было много классов. Все они отличались друг от друга. Если вы нравитесь детям, они вас уважают и любят, то разговоры о вас будут вестись и в кругу семьи, таким образом родители будут заочно испытывать к вам чувство доверия и симпатии. Помните: конфликт классного руководителя с родителем никогда не должен отражаться на ребенке. Никогда не сообщайте о промахах ребенка на общем родительском собрании, уважая взрослых и детей. Если надо поговорить, просто попросите остаться родителя и учащегося после собрания, чтобы открыто побеседовать.
Ваши помощники. С накоплением опыта в классном руководстве у вас могут появиться помощники, например, в лице бывших учеников, которые иногда приходят навестить родную школу. Не стесняйтесь обратиться к ним за помощью, например, при подготовке к мероприятиям. Приглашайте их в класс, расспрашивая о том, чем они сейчас занимаются, где учатся или работают. Такие встречи и беседы очень мотивируют учеников, которые слышат непридуманные истории от первого лица, помогают выбрать жизненный путь или профессию. Например, выпускница школы по моей просьбе провела презентацию для учеников 8-9-х классов об учебе в Японии. Ребята слушали с интересом, а некоторые после интересной встречи стали учить японский язык.
Формирование командного духа. Коллектив, как и семью, многое объединяет. Например, экскурсии и походы, организация совместных праздников и дружеские поздравления, участие в которых позволяет детям увидеть друг в друге таланты и качества. Например, фотоальбом, который начала вести, с удовольствием просматривали все ребята. Он находился в свободном доступе. В альбоме помимо фотографий мы писали заметки, размещали посты о каждом ученике. По прошествии времени фотоархив стал таким большим, что смог поместиться на двух DVD-дисках, которые стали хорошим подарком выпускникам.
У любого из нас есть свои достижения и промахи, в том числе в работе классного руководителя. Но, когда ты живешь классом и любишь свою работу, поверьте, дети это замечают и ценят. Желаю коллегам чаще испытывать удовольствие от общения с детьми, вместе преодолевая трудности и радуясь успехам.
Марина ИДИАТУЛИНА,
учитель общеобразовательной школы № 2
города Андижана.