Рекомендации по организации и проведению секционных и пленарных заседаний традиционных августовских совещаний
С обретением независимости в каждой сфере и отрасли в Узбекистане происходят процессы демократических перемен, они, без сомнения, призывают каждого из нас ценить их. За эти годы принят ряд законов, указов и постановлений по развитию сферы образования, отвечающих современным требованиям. В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий определен ряд задач по повышению качества образования и статуса учителей в обществе.
В частности, были приняты постановления Кабинета Министров «Об утверждении Положения об общем среднем образовании» от 15 марта 2017 года №140, «Об утверждении государственных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования» от 6 апреля 2017 года № 187. На основе распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 июля 2017 года, совместного постановления министерств высшего и среднего специального образования и народного образования Республики Узбекистан от 18 августа 2017 года был принят приказ № 191 Министерства народного образования «Об утверждении базового учебного плана для 1–11-х классов общеобразовательных учреждений на 2018-2019 учебный год».
Министерством народного образования организуется доставка в общеобразовательные школы полного комплекта учебников, методических пособий на 2018-2019 учебный год для 1-х, 2-х, 11-х классов, для 3-х, 4-х классов — тетрадей для работы по иностранному языку, для 6-х классов — комплектов по иностранному языку (в настоящее время издаются). Учебники и учебно-методические пособия для
1-х, 2-х, 3-х, 4-х, 6-х классов прошли экспертизу в феврале–марте этого года соответствующими специалис-тами высших образовательных учреждений, опытными передовыми учителями общеобразовательных школ и специалистами научно-методического совета при Республиканском центре образования.
В частности, оригинальные макеты учебников
31 наименования для 11-х классов прошли экспертизу в марте–апреле текущего года. В целях качественной подготовки данных учебников 1–3 мая этого года прошла повторная экспертиза, к которой были привлечены профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, а также более 300 опытных учителей. Во время проведения экспертизы особое внимание уделялось дизайну, иллюстрациям и переплету учебников.
В целях выявления и развития способностей молодежи, ее всесторонней поддержки, популяризации и передачи передового опыта, обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на уровне современных требований, для повышения педагогического мастерства учителей организуются предметные олимпиады, предметные месячники, состязания знаний, «Innovatsion olimpiada», «Prezident asarlarini o‘rganamiz», «Huquq bilimdonlari», «Лучший учитель-предметник года». Также проводится много других смотров-конкурсов и мероприятий для учителей и учеников, создаются все возможности для дальнейшего развития их творческих способностей. Недавно впервые состоялась международная олимпиада имени Мирзо Улугбека по предметам физики и астрономии в Самарканде среди учеников 10-11-х классов.
Воспитание молодого поколения образованными, проницательными, гармонично и физически развитыми, активными личностями с новым мышлением — актуальная задача сегодняшнего дня. В частности, проходящие в преддверии 2018-2019 учебного года под девизом «Ты дорог мне, родной, любимый Узбекистан!» августовские конференции дают возможность руководителям учебных заведений и педагогам определить приоритетные задачи к новому учебному году, среди которых повышение статуса учителей, поддержка их общественных и законных прав, создание условий для развития профессиональных и творческих способностей.
Ежегодные августовские конференции служат итогом прошедшего учебного года, здесь глубоко изучаются существующие недостатки, укрепляются достигнутые успехи, анализируются пробелы, принимаются меры недопущения их в новом учебном году. Такие мероприятия помогут определить приоритетные задачи для повышения качества знаний, внедрения в образовательный процесс новых, современных педагогических технологий, создать для учащихся благоприятные условия, привить чувство уважения к учителям.
При проведении августовских конференций года важно обратить внимание на следующее:
донести до педагогов задачи, определенные на заседании, состоявшемся 17 июля нынешнего года под председательством Президента Ш.М.Мирзиёева и посвященным вопросам реформирования и развития системы общего среднего образования;
проинформировать педагогические кадры об изменениях в учебниках, в учебных плане и программах, которые внедряются в процесс образования;
ознакомить учителей с новыми передовыми информационно-коммуникационными технологиями, электронными образовательными ресурсами, мультимедийными презентациями;
провести анализ результатов мониторинга, предметных олимпиад, состязаний знаний и смотров-конкурсов «Лучший учитель-предметник года», посредством чего определить задачи по повышению качества образования, по данным анализа провести отчеты и подготовить методические рекомендации о дальнейшей работе по восполнению пробелов;
повысить эффективность деятельности методических советов и объединений педагогов общеобразовательных школ;
на основе анализа регулярно организовывать конференции и учебные семинары, ознакомляющие с современными методами преподавания, внедрением передового опыта, оказывать методическую помощь педагогам посредством размещения на образовательных порталах интернета видеоуроков, электронных учебных разработок и рекомендаций;
ознакомить с основными направлениями развития педагогической науки;
проводить главные учебные занятия и формировать навыки проведения подготовки к данным занятиям.
Для реализации этих задач рекомендуется провести августовские конференции по следующим этапам:
1-й этап:
Министерством народного образования, Респуб-ликанским центром образования и другими ведущими специалистами соответствующих учреждений организуется республиканский учебный семинар по подготовке и проведению августовских конференций в форме видеоконференции, которая пройдет дистанционно, будут готовиться тренеры. Для тренеров, участвующих в региональных секциях, учебные занятия проводятся в виде дискуссий, а материалы республиканских учебных секций представляются в электронном виде.
2-й этап:
На секционных заседаниях по предметам, организованных в областях, будут готовиться тренеры для проведения секционных заседаний в районах.
Целесообразно учесть количество учителей-предметников, участвующих в предметном секционном заседании, и обратить внимание на формирование списка тренеров-учителей.
3-й этап:
Составить график секционных и пленарных заседаний по предметам с учетом количества участников и проводить пленарное заседание по данному графику. Региональные пленарные заседания по всем направлениям пройдут после секционных заседаний, на них будут обобщаться предложения и советы по обсужденным на секционных заседаниях вопросам, для учителей регионов определятся точные цели и задачи по реализации их в новом учебном году.
4-й этап:
В общеобразовательных учреждениях организуются педагогические советы, где будут обсуждены годовые достижения и недостатки, принятые указы и постановления и их исполнение, освещена работа методического совета. Также методическими объединениями будут определены дальнейшее темы на основе предложений опытных учителей.
Необходимо донести до участников августовских конференций важность осуществления работы в 2018-2019 учебном году:
объяснить значение и задачи, поставленные на совещании, состоявшемся 17 июля нынешнего года под председательством Президента Ш.М.Мирзиёева и посвященном вопросам реформирования и развития системы общего среднего образования;
разработать и провести воспитательные часы под девизом «Ты дорог мне, родной, любимый Узбекистан!», который подразумевает всестороннее развитие будущего поколения;
донести до педагогов всю информацию об изменениях в учебниках и учебных программах по предметам, учебном плане, которые обсудят на областных, районных секционных заседаниях;
внедрять в учебно-воспитательный процесс передовые педагогические и информационно-коммуникационные технологии, уделять особое внимание повышению качества образования посредством повышения статуса учителей в обществе;
в общеобразовательных школах с углубленным изучением предметов проверить соответствие учебных планов и программ их специфике, согласно данной проверке дать соответствующие инструкции;
популяризировать и широко внедрять передовой опыт в данном направлении, а также использование передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
проанализировать результаты мониторинга (по предметам) качества образования, предметных олимпиад и состязания знаний, разработать рекомендации по темам с низким уровнем усвоения;
в целях поднятия на новый уровень учебно-воспитательного процесса организовать «Махорат дарслари» по предметам с участием учителей-победителей смотров-конкурсов «Лучший учитель-предметник года»;
проводить мероприятия по обмену мнениями в целях эффективного применения на практике инновационных подходов для повышения профессионального мастерства учителей;
ознакомить учителей с информационно-образовательным порталом www.edu-portal.uz Министерства народного образования и официальным веб сайтом www.uzedu.uz, а также www.ziyonet.uz, сайтами Республиканского центра образования www.rtm.uz, www.multimedia.uz Центра развития мультимедийных общеобразовательных программ при Министерстве народного образования Респуб-лики Узбекистан и другими образовательными сайтами для использования их методических материалов (видеоуроки, ГОС, учебные программы, разработки, рекомендации, мультимедийные приложение в учебниках и др.);
для плодотворного проведения свободного времени учениками организовать предметные кружки и дать указания по планированию их работы;
повышать уровень усвоения учениками требований ГОС, проводить дискуссии на темы преподавания сложных тем;
организовать открытые занятия по применению на уроках мультимедийных приложений, информационно-коммуникационных и педагогических технологий;
на областных и районных секционных заседаниях провести отдельные обсуждения по популяризации опыта методической работы учителей, по созданным рекомендациям реализовать их поэтапное использование.
Целесообразно обратить внимание на тщательную организацию и проведение на высоком уровне традиционных августовских конференций:
1) привести в рабочее состояние оборудование в залах для проведения видеоконференций в районах;
2) на основе графика обеспечить участие специалистов по соответствующим направлениям (здесь особое внимание уделяется творческим учителям, осваивающим данный материал и умеющим вести секционные заседания);
3) каждый педагог должен иметь материалы рес-публиканского учебного семинара, пересмотреть их на соответствие региону (с учетом определенных пробелов в качестве образования), определить дальнейшие планы и подготовить материалы для областной августовской конференции;
4) для проведения областных семинаров составить список учителей-тренеров секционных заседаний с учетом количества их участников;
5) для проведения каждого секционного заседания областного, районного (городского) масштабов выбрать опорную общеобразовательную школу, передовую по предметному направлению, со всем необходимым техническим оборудованием;
6) на секционных и пленарных заседаниях организовать участие общественных и государственных организаций, специалистов сферы, сотрудников нау-ки и культуры и по разработанному графику проводить мероприятия;
7) в опорных общеобразовательных школах организовать выставки, отражающие итоги учебного года, и подготовить видеоролики о проделанной в районах творческой работе учителей;
8) на пленарных и секционных заседаниях организовать участие сотрудников районного отдела внутренних дел, финансовых структур и правопорядка, специалистов сферы, писателей, артистов и работников местного хокимията. В связи с проведением традиционных августовских конференций составить окончательный график, на основе которого будут проводиться пленарные и секционные заседания.
Рекомендации по проведению секционных заседаний августовских конференций
Ответственным за проведение секционных заседаний традиционных августовских конференций по предметам является заведующий районным (городским) отделом народного образования, подготавливают это заседание методисты по предметам.
Для проведения секционных заседаний требуется подготовить тренеров и обеспечить их необходимыми материалами, нормативными документами.
Для проведения секционных заседаний районного (городского) масштаба необходимо определить точные цели и задачи. На этих заседаниях, в ходе которых каждый учитель найдет решение проблемы в процессе своей деятельности и определит задачи на новый учебный год, приняв за основу рабочего плана итоговые рекомендации, нужно принять решение заседания совета на 2018-2019 учебный год.
Главным фактором повышения качества образования в учебных учреждениях являются способности педагогических кадров. По этой причине необходимо привлечь всех учителей-предметников к секционным заседаниям.
Секционные заседания по предметам проводятся в виде практического занятия, тренинга. С учетом количества учителей можно проводить секционные заседания в малых группах (25–30 педагогов).
Секционные занятия будут проводиться в зависимости от мастерства тренера в малых группах, состоящих из 5-6 человек. Целесообразно проводить дискуссии со всеми участниками групп об изменениях в учебниках, учебных планах и программах, не ограничиваясь двумя-тремя участниками.
В большинстве случаев присутствующие не принимают одинаковое участие в дискуссиях. Значит, нужно дать возможность выговориться остальным участникам, чтобы их активизировать, попросить поделиться своим опытом, мнениями и др.
На секционных заседаниях рекомендуется дать советы по составлению календарно-тематического плана на основе учебной программы, созданию учебных материалов, по составлению педагогических разработок, сообщить новости в науке, в учебной программе. Необходимо разъяснить изменения в учебниках и учебных пособиях, постараться активизировать учеников во время уроков, бесед, лекций, проводить контрольные работы, презентации на тему получения и переработки информации из интернета, проводить инновационные игры, организовать мастер-классы по использованию мультимедийных приложений на уроках, заданных в учебниках.
Рекомендуется взять за основу следующие темы для секционных заседаний августовских конференций:
1. Внедрение в учебный процесс изменений в учебниках, учебном плане и учебной программе на 2018-2019 год.
2. Внедрение в учебный процесс изменений в учебниках, учебном плане и учебной программе для государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением некоторых предметов.
3. Обмен мнениями об использовании в общеобразовательных учреждениях информационно-коммуникационных и электронных образовательных ресурсов, также об углубленном изучении иностранных языков.
4. Разработка классными руководителями методики проведения воспитательных часов для всестороннего гармоничного развития учеников.
В конце секционного заседания определяются задачи по повышению качества обучения предметам.
Рекомендации по проведению пленарных заседаний августовских конференций
Знания, навыки, которые должен освоить ученик в процессе эффективной учебно-воспитательной работы зависят также от материально-технической базы образовательного учреждения, от способности руководителя, педагогического мастерства учителя и благоприятной семейной обстановки дома.
По этой причине необходимо приглашать на пленарные заседания сотрудников соответствующих государственных и общественных организаций, представителей сферы науки и культуры, Союза молодежи, самоотверженных наставников, многие годы работавших в сфере народного образования, опытных, творческих учителей, победителей смотра-конкурса «Лучший учитель-предметник года» и молодых педагогов.
Рекомендуется проводить пленарные заседания во дворцах культуры, парках или образцовых опорных школах.
Целесообразно проводить пленарные заседания августовских конференций после секционных заседаний как праздник, где молодые учителя могли бы принимать своеобразную присягу вступления в ряды педагогов, организовать награждение самоотверженных работников народного образования, приглашать руководителей школ с высоким рейтингом, артистов, писателей.
Заведующие отделами народного образования будут выступать на тему реформ, происходящих в системе народного образования, учебно-воспитательном процессе.
В целях повышения качества образования и его эффективности в 2018-2019 учебном году важно глубоко проанализировать прошедший учебный год, его результаты, достигнутые успехи, обсудить допущенные недостатки и их причины, чтобы принять меры по их устранению и не повторять их в новом учебном году.
На пленарном заседании также уделяется большое внимание исполнению государственной программы «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий», достойной встрече и широкому празднованию 27-летия независимости Республики Узбекистан под девизом «Ты дорог мне, родной, любимый Узбекистан!». Следует уделить особое внимание вопросам воспитания и культуры учеников и учителей, повышения у них уровня знаний, расширения мировоззрения, формирования иммунитета против чуждых идей, популяризации передового опыта, а также участию в предметных олимпиадах и состязаниях знаний, результатам мониторинга качества знания.
В конце пленарного заседания в каждом образовательном учреждении определяют главные задачи, которые необходимо выполнить к началу нового учебного года.
Рекомендации по организации и проведению педагогических советов в общеобразовательных школах
Рекомендуется проводить педагогические советы в общеобразовательных учреждениях до начала нового 2018-2019 учебного года — 27–30 августа.
Педагогическим советом дается оценка деятельности каждого учителя по результатам, представленным директором общеобразовательной школы, председателем методического объединения, и на основании итогов подготовленного мониторинга по классам.
Основные задачи заседания педагогического совета:
содержательно организовать урок независимости, дать полную информацию о проделанной за годы независимости широкомасштабной созидательной работе, рассказать о нашем духовном наследии и исторических ценностях;
проанализировать выполнение учениками требований государственных образовательных стандартов, принять меры по устранению выявленных недостатков в выполнении требований ГОС по результатам внутреннего и внешнего контроля;
изучить методические документы, касающиеся образования, дать советы по способам их внедрения в учебный процесс;
дать рекомендации учителям по составлению календарно-тематического плана и по его содержанию.
На педагогическом совете подводятся итоги и отмечаются достижения прошедшего учебного года, исполнение нормативно-правовых документов, также даются методические указания по улучшению деятельности образовательных учреждений в новом учебном году, что послужит позитивным изменениям качества образования.
(Для более эффективного проведения августовских конференций можно воспользоваться данными рекомендациями.)
Республиканский центр образования.