Формируя совокупность знаний
Сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в разных жизненных ситуациях. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Особый интерес представляют исследования международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь, школьников. Одной из ведущих международных организаций системы мониторинга качества образования в мире является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в числе приоритетных образовательных проектов которой находится PISA (Programme for International Student Assessment).
Исследования шаг за шагом расширяли понятие грамотности чтения, вводя в него такие важные признаки, как способность понимать «требуемые обществом языковые формы выражения», «использование письменной информации» для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей. Эти признаки выводили за рамки буквального понимания процесса чтения и ставили перед исследователями новые задачи.
Грамотность чтения — что это? Под этим термином предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Развитие через грамотность чтения коммуникативных навыков детей, для которых русский язык неродной, является приоритетным для учителя русского языка в школах с другим языком обучения еще и потому, что мы живем в полилингвальном социуме, и умение грамотно излагать свои мысли считается очень важным. Создается такая парадоксальная ситуация: экзамен по русскому языку (тестирование) сдается на «отлично», а у выпускника слабо развиты коммуникативные навыки, грамотность чтения.
Как организовать обучение функциональной грамотности чтения на уроках? Для начала нужно изменить подход к построению уроков, а именно позицию учителя. Его позиция второстепенна: направлять, помогать, корректировать. Обучение вести в интерактивном режиме по принципу «ученик—ученик», что подразумевает диалогическое обучение. Это работа в парах, микрогруппах.
Задания в основном поискового, исследовательского, творческого характера, проблемное объяснение новой темы, создание мини-проектов. Необходимую информацию можно взять из учебников, дополнительной литературы, словарей, интернет-ресурсов, разных источников. Работу выполнять в рабочих тетрадях, создавая постеры, на интерактивной доске.
Учителя-словесники в основном
работают с текстами. На это направлены и задания в учебниках русского языка и литературы. На своих уроках педагоги добиваются полного понимания текста, что предусматривается критериями грамотности чтения. Это знакомство с текстом, его осмысление: определить тему, идею, озаглавить текст так, чтобы заголовок отражал его основную мысль, найти ключевые слова и словосочетания. При этом ученики учатся исключать лишнее и выделять основное, необходимое. Первичные навыки по выполнению задания они отрабатывают через игру «Четвертый лишний». (Дается набор из 4-х слов, 3 из которых сходны между собой по значению, общим морфологическим и другим признакам.) Затем необходимо сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста, или найти в тексте предложение, в котором заключена главная мысль автора; определить тип текста и стиль речи, при этом обосновать свой ответ, доказать точку зрения на основе примеров-признаков принадлежности к тому или иному типу, стилю, найденных в тексте. Все это способствует развитию грамотности чтения.
При изучении стилей речи, типов текста предлагаю несколько текстов, объединенных одной тематикой, жанром, типом: повествование, описание, рассуждение. Ученикам необходимо определить, что объединяет данные тексты, чем они различаются. Аналогичные, но более легкие задания — это выборочные диктанты, выборочное списывание, задания на выписывание предложений определенного типа. Они отличаются от заданий в тестах PISA тем, что носят грамматический характер и требуют знания правил русского языка, без которых выполнить их невозможно. Задания-вопросы в тестах PISA вводят учащихся в ситуации, которые ждут их за порогом школы, и чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, на грамматику мало обращено внимания, нежели в тех заданиях, которые даны в наших учебниках. Ведь мы предусматриваем развитие грамотной устной и письменной речи. Тексты, по которым мы работаем, в основном из художественной литературы, обращенной к совести и морали каждого.
Однако нельзя сказать, что в исследовании отсутствуют тексты из художественных и публицистических произведений (рассказ, басня, рекламный листок, научно-популярная статья, фрагменты из романа и др.), конечно, они есть. При чтении художественной литературы для развития грамотности чтения у учащихся практикуется прием критического мышления «Инсерт», с целью научить выделять главное, способствовать обмену мнениями о новой информации в группе.
Задания по грамотности чтения, что у нас, что в исследовании, похожи: предусматривают определение последовательности, рассчитаны на аналогию, на вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом, то есть на знание содержания.
Такие задания помогают повысить интерес учащихся, преодолевать коммуникативные барьеры в общении. Если слабый ученик в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Способные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Анализ активности учеников на уроках показывает, что функциональная грамотность чтения действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.
Х.ХУСАМБОЕВА,
методист отдела методического обеспечения процесса мониторинга качества образования Республиканского центра образования.