Успешное завтра будущего первоклассника
Отрадно видеть свои подготовленные материалы на страницах любимой газеты «Учитель Узбекистана». Благодаря вам в своем классе выявила много талантливых детей. Хочу поделиться своими опытом и мыслями по подготовке детей к школе с учителями начальных классов, молодыми специалистами и родителями.
В первый класс приходят разные дети. Каждый имеет свои представления о мире, отношение к окружающему, стереотипы поведения. Характер общения, уровень восприятия, воспитанности тоже разные. Эти факторы принимаем как данность. Но школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования. Ведь ребенок должен освоить учебный программный материал, вести себя в общеобразовательном учреждении так, как требуют правила поведения учащихся в школе. Эти правила расписаны по пунктам, и учащиеся их должны знать и выполнять безукоризненно. При адаптации к новым условиям ребенку необходимо помочь, своевременно выявить те проблемы, с которыми он пришел в школу. В этом поможет экспресс-диагностика.
Анкетирование родителей (сбор информации о ребенке, особенности его физического и психического развития, состоянии его здоровья, условиях воспитания). Для беседы с ребенком необходимо составить вопросы так, чтобы ему было понятно, что от него хотят взрослые и зачем он пришел в школу. Беседа должна проходить в непринужденной обстановке. Нужно дать ребенку время подумать, если затрудняется ответить, то спросить по-другому. Такая форма общения направлена на выявление его общей осведомленности, особенностей взаимодействия с незнакомым взрослым и поведения в ситуации проверки.
Выполнение тестовых заданий: «Определи последовательность картинок», «Собери геометрические фигуры», «Составь слова», «Найди … различий» и другие.
Логопедические упражнения: «Чем различаются звуки?», «Что напоминает тот или другой звук?».
Обследование по данной методике занимает 30–40 минут. Все результаты оцениваются баллами, которые суммируются. Дети, показавшие низкие результаты, направляются на консультацию к специалистам для глубокого обследования. Ребенку обязательно надо помочь в том, в чем он нуждается. Поэтому, если мы хотим, чтобы у ученика было успешное завтра, то обязательно должно быть взаимодействие семьи, школы и махалли.
Неподготовленные к школе дети — это группа риска, они испытывают наибольшие трудности (не успевают, им не по силе нагрузки), что может привести к хроническим болезням. Кроме того, ребенок будет выполнять то, о чем его просят, без особого желания, с капризами, а иногда — со слезами. Первоклассник может попасть в группу трудновоспитуемых. Такие дети, как правило, замкнуты, у них нет мотивации к обучению, они не имеют друзей, не уверены в себе. Как быть с такой категорией детей? Ведь они тоже должны учиться и воспитываться.
Учитель начальных классов и школьный психолог должны определить уровень развития ребенка, составить план работы по проведению профилактических мероприятий по предупреждению проблем в обучении и адаптации учащихся.
Чтобы было меньше проблем и трудностей в обучении и воспитании, необходимо организовать «Школу будущего первоклассника» (вышеуказанная категория должна посещать эти занятия), вести индивидуальную работу с одаренными и талантливыми детьми, поддержать детей из «группы риска», использовать ИКТ, новые методы образования по развитию речи, подготовке детей к школе.
Методика определения готовности к школе позволяет получить надежную информацию об индивидуальных особенностях детей 6-7-летнего возраста, содержит рекомендации по работе с детьми, отстающими в развитии, помогает выявлять способных детей, с которыми надо идти немного вперед, чтобы не допустить потери темпов развития.
Немаловажную роль в воспитании ребенка играет его семья. По словам В.Гюго, «семья — кристалл общества». Здесь закладываются все ценности: ребенок развивается, получает первые навыки. Но если его успехами никто не интересуется, тогда ребенок становится безразличным ко всему. Пренебрежение взрослых доводит до того, что малыш обижается на них, раздражается по всяким мелочам. В итоге просто замкнется, исчезнут его искренность, непосредственность.
Важно организовать при школе психолого-педагогическое просвещение, которое необходимо всем родителям (или лицам, их заменяющим).
Думаю, если будет создана единая система воспитания, то всем будет легко работать. Самое главное, если ребенок будет знать, для чего нужна школа, чему он может научиться, то из образовательного учреждения он будет уходить с ощущением успеха.
Н.ИСАЕВА,учитель государственной специализированной общеобразовательной школы № 4 города Навои.