Методические рекомендации по проведению секции учителей русского языка и литературы в рамках августовской конференции в 2018 году
Ежегодное августовское совещание работников народного образования должно быть посвящено обсуждению самых актуальных проблем их профессиональной деятельности. Основное внимание секции учителей русского языка и литературы будет уделено повышению качества преподавания русского языка как родного и как иностранного в школах Республики Узбекистан, использованию таких подходов, которые развивают творческие и интеллектуальные способности учащихся. Важная роль при этом отводится использованию на уроках информационно-коммуникационных технологий.
Вопросы, которые будут вынесены на заседания секций августовских совещаний учителей русского языка и литературы в школах с русским, узбекским и другими языками обучения, также должны исходить из сути Государственной программы «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». Кроме того, нужно вооружить учителей прочными знаниями, необходимой информацией и практическими рекомендациями.
В 2018 – 2019 учебном году школы выпустят юношей и девушек с аттестатами о среднем образовании. Современные знания и передовые технологии помогут обеспечить соответствие уровня подготовки выпускников требованиям Общеевропейских компетенций владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (Common European Framework of Reference, CEFR), а также новым требованиям к уровню подготовки по русскому языку и литературе в классах с русским языком обучения.
В этом учебном году издаются учебники и учебные пособия для школ с узбекским и другими языками обучения, усовершенствованные на основе компетентностного подхода к обучению: «Русский язык» (авторы С.Ю.Исламбекова и др.) для 11-х классов с узбекским и другими языками обучения, «Русский язык» (авторы Г.М.Рахматуллаева, Т.Г.Кельдыев) и «Литература» (авторы Н.М.Миркурбанов и другие) для 11-х классов с русским языком обучения. Усилена коммуникативная направленность упражнений и заданий, материал для упражнений тщательно выверен, что соответствует нацеленности на формирование ключевых и предметных компетенций. Изменился иллюстративный ряд, введены новые таблицы и схемы с изучаемыми моделями. Новые, переработанные учебники включают также материал, рассчитанный на углубленное изучение предметов. Так, программой по литературе предусмотрено изучение современной русской и узбекской литературы XXI века: творчества С.Довлатова, В.Пелевина, О.Якубова, П.Кадырова. Впервые вводятся в курс мировой литературы произведения корифеев Джека Лондона, Гарсиа Маркеса, Харуки Мураками.
На секционных заседаниях необходимо довести всю эту информацию до сведения преподавателей-практиков и устроить обсуждение по проблемам работы с выпускниками 11-х классов, которые в 2019 году станут абитуриентами высших учебных заведений.
В этом учебном году изданы также значительно усовершенствованные учебники и учебные пособия для школ с русским языком обучения: «Букварь», «Прописи» для 1-го класса, а также учебники «Русский язык» для 1-го и 2-го классов (авторы М.Х.Тохтаходжаева и другие), «Книга для чтения» (авторы В.М.Кожуховская и другие) для 1-го и 2-го классов, которые доработаны с учетом компетентностного подхода к обучению. Вышел из печати усовершенствованный учебник «Русский язык» для 2-го класса школ с узбекским и другими языками обучения (автор З.Х.Абдураимова).
В новом учебном году учителя должны творчески отнестись к составлению календарно-тематических планов, не копируя предложенные ранее образцы, а самостоятельно разрабатывая планирование уроков с учетом особенностей своих учеников, региона, знаменательных дат. На августовской конференции желательно предложить молодым учителям несколько вариантов тематического планирования на четверть (месяц).
В рамках мероприятий, проводимых по реализации Государственной программы «Год здоровой матери и ребенка», продолжается совместная работа Республиканского центра образования и Центра развития мультимедийных общеобразовательных программ по разработке и совершенствованию мультимедийных приложений к учебникам русского языка и чтения для начальных классов. Разработаны также несколько видеоуроков (по басням И.А.Крылова, творчеству А.П.Чехова). При классной и самостоятельной работе с этими ресурсами задействуются все возможности восприятия учащимися новых знаний, ассоциативная память, что позволяет прочно закрепить пройденное и мотивирует рассуждать и анализировать увиденное и услышанное. Это также дает возможность проверить знания, исправить ошибки, активизирует стремление учащихся к получению знаний, укрепляет их уверенность в себе, создавая ситуацию успеха. Все эти мультимедиапродукты доступны на интернет-ресурсах: rtm.uz, ziyonet.uz, uzedu.uz, edunet.uz, kitob.uz, multimediya.uz.
Большую помощь учителям окажет сайт classcom.uz, разработка которого осуществлена в свете государственной программы «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». Все материалы сайта предоставлены авторами действующих учебников и полностью соответствуют государственной программе.
В совершенствуемых государственном стандарте и учебной программе по русскому языку и литературе большое внимание уделяется усилению межпредметных связей в преподавании русского языка и литературы. На августовской конференции нужно пояснить, что только интенсивные методы обучения и использование уже имеющихся у учащихся знаний по другим предметам позволят сформировать коммуникативные компетенции учащихся, повысить их грамотность, уровень владения русским языком и интерес к изучению литературы.
Например, знание грамматических категорий и лексики родного языка служит основой для изучения русского языка в классах с узбекским и другими языками обучения. Описания природы в художественной литературе помогают получить знания об окружающем мире. В свою очередь знания, полученные на уроках по предметам естественнонаучного цикла, способствуют более полному эмоциональному восприятию описаний природы в художественных произведениях, нравственному воздействию на читателя.
Изучение языка и литературы содействует более глубокому пониманию предметов социального цикла. При чтении и анализе художественных произведений формируются видение картины мира, понимание смысла исторических событий и хода развития истории, вырабатывается собственная точка зрения на происходящие события. При выборе литературных текстов для изучения учитываются существенные стороны общественной жизни, общечеловеческие и национальные ценности, национальная культура и культурное многообразие, гражданское общество и межнациональные отношения, взаимоотношения дома и в школе. В то же время знания, приобретенные в процессе изучения социальных предметов, истории, о развитии и функционировании общества, о человеке способствуют пониманию проблем общественной жизни и взаимоотношений людей, отраженных в литературных произведениях. Использование произведений изобразительного искусства и музыки при анализе литературного текста способствует лучшему пониманию художественно-изобразительных средств.
Важную роль в повышении уровня преподавания русского языка и литературы сыграли республиканские и региональные мероприятия, проведенные в 2017-2018 учебном году. Это прежде всего Форум преподавателей филологических дисциплин, проведенный в ноябре 2017 года в Ташкенте. В этом году 11 мая особенно интересный семинар на тему «Проблемы развития письменной и устной речи учащихся школ с узбекским и другими языками обучения» был проведен в Касанском районе Кашкадарьинской области. Его материалы широко освещены в печати и на телевидении. В мае учителя русского языка и литературы участвовали в конкурсе «Учитель-предметник года», материалы которого освещены в газете «Учитель Узбекистана». В течение года в опорных школах систематически проводились семинары, тренинги и неформальные объединения учителей русского языка. Если традиционное повышение квалификации проходит раз в пять лет, то система «Таянч мактаби» позволяет делать это систематически, совершенствуя знания по трудным темам, оттачивая профессиональное мастерство. Онлайн-тестирование слушателей опорных школ указало «узкие места», помогло организовать взаимообучение среди коллег. В этом велика роль творческих групп учителей «Русоведы Узбекистана», «Филологи», которые провели первый слет учителей русского языка страны.
В ходе обсуждения на секционных заседаниях необходимо уделить внимание возможностям, предоставляемым государством для самореализации подрастающего поколения, а также успехам молодежи в спорте, науке и искусстве, о которых нужно говорить на каждом уроке. Рекомендации учителям должны быть направлены на формирование у школьников в ответ на заботу государства пат-риотизма, стремления быть достойными родной земли, воспитание у них ответственности за процветание страны.
В укреплении знаний учащихся, развитии их духовности, любви к чтению большую роль играют занятия в кружках, которые наряду с повышением интереса учащихся к предмету способствуют развитию навыков чтения, самостоятельного творчества.
На заседаниях секций необходимо наладить эффективный обмен опытом в плане организации работы кружков, что позволит повысить результативность кружковых занятий, точно определить планы внеклассной работы. Также важно обсудить результаты конкурса «Лучший учитель-предметник года», аттестации учителей, итоговой и этапной аттестации учащихся, предметных олимпиад, состязания знаний «Билимлар беллашуви», проанализировать успехи и промахи победителей финального тура, сделать выводы и наметить мероприятия по их реализации.
Для обсуждения и обмена опытом на августовских совещаниях рекомендуется рассмотреть следующие темы:
1. «Таянч мактаби» как средство повышения эффективности обучения русскому языку.
2. Использование передовых педагогических технологий как элемент повышения эффективности преподавания русского языка и литературы.
3. Роль контроля знаний в мониторинге качества образования.
4. Работа с учащимися 11-х классов в свете подготовки к поступлению в высшие учебные заведения республики.
5. Эффективное использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
6. Глубокие знания, профессиональное мастерство учителя — залог качества и эффективности уроков.
7. Работа с одаренными детьми: подготовка к предметным олимпиадам и конкурсам (из опыта работы учителей, получивших призовые места на олимпиаде, в состязании знаний, конкурсе «Учитель-предметник года»).
8. Использование межпредметных связей как способ интенсификации обучения русскому языку.
9. Внеклассная работа как средство развития познавательных интересов учащихся.
10. Опыт формирования культуры общения на уроках русского языка и литературы.
По данным темам можно организовать дискуссии, защиту тем и «круглые столы». Учитывая, что секционные заседания августовских совещаний служат основной методической помощью и ориентиром для практиков и методистов, целесообразно проведение заседаний нетрадиционно, интерактивно и интересно с тем, чтобы максимально вооружить преподавателей и методистов новыми знаниями.
Для получения дополнительной информации по русскому языку и литературе учителям рекомендуется обращаться к следующим интернет-ресурсам: rtm.uz, ziyonet.uz, uzedu.uz, edunet.uz, kitob.uz, multimediya.uz и др.
Урок в 11-м классе. А.Блок. «О, весна без конца и без краю…»
Цели урока: образовательная — ознакомить со стихотворением А.Блока; развивающие — развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста; воспитательная — воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, иллюстрации, аудиозаписи исполнения стихотворения мастерами слова, «Аве Мария» Шуберта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы учебника.
2. Беседа о творчестве Блока по изученному ранее материалу.
Что вы знаете о семье А.Блока? Кем был его дед? Кому посвятил поэт свой первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме»?
III. Изучение нового материала.
1. Учитель: — Время Пушкина — «золотой век русской поэзии». Начало XX века часто называют «серебряным веком поэзии». Самой знаменитой фигурой серебряного века был А.Блок. Блока называли одним из чудотворцев русского стиха. Его литературные образы воспринимались литературным окружением как символ времени. По воспоминаниям М.Горького, «А.Блок был изумительно красив как человек и как личность».
2. Работа с учебником.
Учитель: — Прочитайте эпиграф к биографической статье. О чем хочет сказать поэт? Какой художественный прием использовал Блок в этом стихотворении?
Антитеза — противопоставление. Но в этих строчках нет антонимов. Какие слова противоположны по смыслу?
Безличный — вочеловечить (сделать похожим на человека, личность).
Несбывшееся — то, чего хотели, ждали, но не случилось. Воплотить — сделать мечту сбывшейся реальностью.
В какой семье родился Блок? Что вы знаете об ученых Бекетове и Менделееве? Где Блок получил образование? Как назвал он свои первые сборники? Как вы понимаете название сборника «Заклятие огнем и мраком»? Почему не «светом и мраком»? В отличие от света, огонь жжет, обжигает! О чем может рассказать поэт в таком сборнике?
Чтение стихотворений Блока подготовленными учениками.
3. Словарная работа:
заклятие — afsun, jodu;
заколдованный — sehrli, sehrlab qo‘yilgan;
позорный — uyatli;
бесспорный — aniq, shubhasiz;
воспаленный — hayajonlangan;
взор — ko‘z qarashi;
поднебесье — osmon, falak;
хмельной — mast, shirakayf;
мученье — jafo, aziyat;
гибель — halokat.
3. Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении великих актеров Василия Качалова или Алисы Коонен — современников поэта.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Беседа по тексту.
Учитель: — Василий Качалов читает стихотворение, словно клятву, повторяя слова: «Принимаю!». Давайте проследим вслед за автором, о чем он хотел нам поведать.
В эпиграфе слова из стихотворения М.Лермонтова «За все, за все тебя благодарю я…» — за мученья, за слезы, за месть, за клевету… Почему за это надо благодарить? (Это опыт жизни, испытания, они укрепляют характер. Это и есть жизнь, это лучше покоя.)
Весна в стихотворении — это календарное время года? Или это время, когда сбываются самые невероятные мечты?
Герой узнает жизнь. Как узнает? (Весна — это мечта, расцвет, движение — это и есть жизнь.)
Почему у героя стихотворения щит? Это все тот же рыцарь Прекрасной Дамы. Как можно приветствовать щитом? Герой открыт жизни, принимает ее, приветствует, он готов к новым подвигам.
Что ждет рыцаря мечты в новой жизни? (Удачи и неудачи, плач и смех, колдовство и тайна). Рыцарь еще не понимает тайн плача и смеха, тайны человеческих чувств. Он еще не знает, отчего люди плачут или смеются. Но он готов это понять.
Что будет дальше?
Бессонные споры — неутомимые, когда в поисках рождается истина.
Темные завесы на окнах — «тайные», скрытые от всех.
Воспаленные взоры — огненные.
Темные — мрак, воспаленные — огонь. Снова звучит заклятие огнем и мраком!
Далее будут пустынные веси — деревни и колодцы земных городов (небоскребы, каменные джунгли). В них томленье рабьего труда. Это антитеза рыцарскому подвигу героя и осветленному простору неба. Небо и земля едины.
В последних строфах появляется женский образ: змеиные кудри, холодные и сжатые губы. Это уже не Прекрасная Дама, а земная женщина. Она стоит у порога. Она еще враждебна, недосягаема, о ней можно лишь мечтать. Мечта опьяняет. Потом будут мучения и гибель. Но и это — жизнь.
Стихотворение А.Блока «О, весна без конца и без краю...», написанное 24 октября 1907 года, входит в цикл «Заклятие огнем и мраком». Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России.
Жизнь принимается восторженно, во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях. Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть, даже некоторая душевная раздвоенность передаются с помощью антитезы: ненавидя, кляня и любя.
V. Итог урока. Ответы на вопросы учебника.
Как автор принимает жизнь? Какое волевое решение принимает герой? Готов ли герой противостоять несовершенству мира? Какие чувства испытывает лирический герой одновременно? Как вы считаете, проникнуто ли стихотворение оптимизмом? Прочитайте строчки, подтверждающие ваше мнение. Какой художественный прием использует поэт в данном стихотворении?
VI. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
Ю.МУСУРМАНОВА,
учитель высшей категории общеобразовательной школы № 5 города Янгиера.
Сырдарьинская область.