Информационно-образовательная среда: как ее организовать
Школьная библиотека — структурное подразделение образовательного учреждения, функции которого включают обеспечение образовательного процесса информацией и ресурсами, формирование и совершенствование информационной компетентности учащихся, содействие их общему развитию и профессионализма педагогических кадров. Являясь важнейшим компонентом учебного процесса, школьная библиотека обеспечивает информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников, формирует потребность в систематическом чтении, обучает поиску информации.
Одной из важнейших функций школьной библиотеки является образовательная функция, что означает необходимость создания информационно-образовательной среды. При ее организации следует придерживаться принципов доступности и наглядности информации и фонда, максимально учитывая интересы, запросы и возможности пользователей всех возрастных групп, создать условия для формирования и проявления активности, самостоятельности, творческого подхода к процессу обучения всех его участников. tc "Одной из важнейших функций школьной библиотеки является образовательная функция , что означает необходимость создания информационно - образовательной среды. При ее организации следует придерживаться принципов доступности и наглядности информации и фонда,
максимально учитывая интересы , запросы и возможности пользователей всех возрастных групп , создать условия для формирования и проявления активности , самостоятельности , творческого подхода к процессу обучения всех его участников ."
Информационно-образовательная среда представляет собой комплексную систему, в которой должны быть задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса (администрация школы, учителя, ученики, родители, специалист библиотеки), и включает ряд компонентов. tc "Информационно - образовательная среда представляет собой комплексную систему , в которой должны быть задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса ( администрация школы , учителя , ученики , родители , специалист библиотеки ), и включает ряд компонентов . "
1. Интерьер библиотеки. Одна из задач школьной библиотеки — создание максимально комфортных условий для работы участников образовательного процесса с информацией. Основные критерии современного оформления внутреннего пространства библиотеки — удобство и эстетичность. При создании ее интерьера необходимо учитывать следующие принципы: функциональность организации информационно-библиотечного фонда, гармоничное сочетание всех элементов интерьера, его информационная выразительность и насыщенность всех элементов, единство формы и содержания деятельности библиотеки. tc "1. Интерьер библиотеки . Одна из задач школьной библиотеки — создание максимально комфортных условий для работы участников образовательного процесса с информацией . Основные критерии современного оформления внутреннего пространства библиотеки — удобство и эстетичность . При создании ее интерьера необходимо учитывать следующие принципы \: функциональность организации информационно - библиотечного фонда , гармоничное сочетание всех элементов интерьера , его информационная выразительность и насыщенность всех элементов , единство формы и содержания деятельности библиотеки ."
Четкое разделение помещения библиотеки на 2 зоны — читательскую (абонемент, читальный зал со столами для занятий, выставочными витринами, стендами, стеллажами открытого доступа к энциклопедиям, словарям, справочникам, к периодическим изданиям) и внутреннюю — позволит максимально использовать пространство и при необходимости проводить в читальном зале семинары, уроки по отдельным предметам. tc "Четкое разделение помещения библиотеки на 2 зоны — читательскую ( абонемент , читальный зал со столами для занятий , выставочными витринами , стендами , стеллажами открытого доступа к энциклопедиям , словарям , справочникам , к периодическим изданиям ) и внутреннюю — позволит максимально использовать пространство и при необходимости проводить в читальном зале семинары , уроки по отдельным предметам . "
При оформлении интерьера библиотеки желательно отойти от дублирования обстановки школьных кабинетов, чтобы сделать ее привлекательной, уютной. tc
"При оформлении интерьера библиотеки желательно отойти от дублирования обстановки школьных кабинетов , чтобы сделать ее привлекательной , уютной . "
2. Средства ориентации в библиотечном пространстве школьной библиотеки. tc "2. Средства ориентации в библиотечном пространстве школьной библиотеки . "
Важнейшим элементом любой библиотеки является внутренняя библиотечная реклама, основная задача которой заключается в представлении пользователям ориентирующее-подсказывающей информации. Все средства, помогающие пользователям ориентироваться в библиотечном пространстве, делают его более доступным, комфортным. tc "Важнейшим элементом любой библиотеки является внутренняя библиотечная реклама,
основная задача которой заключается в представлении пользователям ориентирующее - подсказывающей информации.
Все средства , помогающие пользователям ориентироваться в библиотечном пространстве , делают его более доступным , комфортным . "
Стенд — визитная карточка библиотеки: благодаря стендам пользователи получают объективное представление о существующих направлениях деятельности библиотеки. tc "Стенд — визитная карточка библиотеки \: благодаря стендам пользователи получают объективное представление о существующих направлениях деятельности библиотеки ."
Библиотечный плакат представляет собой рекомендацию лучших книг с использованием литературных образов. tc "Библиотечный плакат
представляет собой рекомендацию лучших книг с использованием литературных образов ."
Буклет: самыми распространенными являются «Правила пользования школьной библиотекой», «Сохраним учебник», «Родителям —
о чтении», с которыми могут ознакомиться пользователи, не прибегая к помощи библиотекаря. tc "Буклет \: самыми распространенными являются « Правила пользования школьной библиотекой », « Сохраним учебник », « Родителям —
о чтении », с которыми могут ознакомиться пользователи , не прибегая к помощи библиотекаря ."
3. Книжная среда (информационно-библиотечный фонд), средства его раскрытия. tc "3. Книжная среда ( информационно - библиотечный фонд ), средства его раскрытия . "
Раскрытие и оформление информационно-библиотечного фонда становятся творческой задачей, связанной с созданием привлекательного образа библиотеки. Для облегчения пользователям возможности самостоятельно ориентироваться в книжном фонде, выбирать отдельные издания могут быть использованы приемы визуального восприятия, интерактивные выставки с использованием мультимедийных средств. По-новому должна быть продумана схема размещения книжных фондов. Например, это может быть яркий рисунок в виде дерева, каждая веточка которого соответствует конкретному разделу книжного фонда. При оформлении стеллажей и разделителей должна быть подобрана цветовая гамма насыщенных, теплых тонов (оттенки бежевого и розового цвета, нежно-голубой, оливковый цвета). tc "Раскрытие и оформление информационно - библиотечного фонда становятся творческой задачей , связанной с созданием привлекательного образа библиотеки . Для облегчения пользователям возможности самостоятельно ориентироваться в книжном фонде , выбирать
отдельные издания могут быть использованы приемы визуального восприятия , интерактивные выставки с использованием мультимедийных средств . По - новому должна быть продумана схема размещения книжных фондов . Например , это может быть яркий рисунок в виде дерева , каждая веточка которого соответствует конкретному разделу книжного фонда . При оформлении стеллажей и разделителей должна быть подобрана цветовая гамма насыщенных , теплых тонов ( оттенки бежевого и розового цвета , нежно - голубой , оливковый цвета ). "
4. Открытый доступ — одна из форм воздействия на развитие умений и навыков самостоятельного поиска нужной книги. Умело организованный открытый доступ обеспечивает пользователям комфортное пребывание в библиотеке, свободу в выборе любого документа. tc "4. Открытый доступ — одна из форм воздействия на развитие умений и навыков самостоятельного поиска нужной книги . Умело организованный открытый доступ обеспечивает пользователям комфортное пребывание в библиотеке , свободу в выборе любого документа . "
5. Средства популяризации библиотечно-библиографических знаний. tc
"5. Средства
популяризации
библиотечно - библиографических знаний . "
Постояннодействующая выставка включает разделы: литература, не заданная на дом, сюрприз (самая любимая книга), библиографические находки. tc "Постояннодействующая выставка включает разделы \: литература , не заданная на дом , сюрприз ( самая любимая книга ), библиографические находки ."
Сказки вызывают у детей особый интерес, их использование как эффективного средства обучения детей библиотечно-библиографическим знаниям поможет научить их пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. В дидактических сказках героями могут выступать книги, картотеки, каталоги, каталожные карточки, мудрые словари. Библиотечно-библиографические знания пользователи могут получить также посредствам плакатов, стендов, схем, обучающих игр. Библиографические списки литературы могут быть вывешены на стенде или в виде печатного издания небольшим тиражом. tc "Сказки вызывают у детей особый интерес , их использование как эффективного средства обучения детей библиотечно - библиографическим знаниям поможет научить их пользоваться справочно - библиографическим аппаратом библиотеки . В дидактических сказках героями могут выступать книги , картотеки , каталоги , каталожные карточки , мудрые словари . Библиотечно - библиографические знания пользователи могут получить также посредствам плакатов , стендов , схем , обучающих игр . Библиографические списки литературы могут быть вывешены на стенде или в виде печатного издания небольшим тиражом . "
6. Информационные ресурсы — печатные и электронные информационно-образовательные издания по всем предметам учебного плана, а также создаваемые участниками образовательного процесса, дополнительная литература в фонде — являются основой реализации целей учебного процесса. Обеспечить выполнение функций информационных ресурсов помогают технологические процессы: комплектование, учет, обработка документов, размещение и расстановка фонда, организация его хранения и использования. tc "6. Информационные ресурсы — печатные и электронные информационно - образовательные издания по всем предметам учебного плана , а также создаваемые участниками образовательного процесса , дополнительная литература в фонде — являются основой реализации целей учебного процесса . Обеспечить выполнение функций информационных ресурсов помогают технологические процессы \: комплектование , учет , обработка документов , размещение и расстановка фонда , организация его хранения и использования ."
Для обеспечения информационной поддержки учебного процесса в библиотеке школы должны быть представлены следующие ресурсы: tc "Для обеспечения информационной поддержки учебного процесса в библиотеке школы должны быть представлены следующие ресурсы \:"
электронные учебники, предназначенные для применения в учебной деятельности; tc "электронные учебники , предназначенные для применения в учебной деятельности ;"
учебные пособия по различным образовательным дисциплинам — сборники задач и упражнений, проверочных, практических и лабораторных работ, другие дидактические материалы; tc "учебные пособия по различным образовательным дисциплинам — сборники задач и упражнений , проверочных , практических и лабораторных работ , другие дидактические материалы ;"
дополнительная учебная литература, представляющая собой базовую коллекцию узбекской художественной литературы и соответствующей художественной литературы на других языках преподавания, состоящей из романов, поэзии, драмы — классической и современной, учитывающей широкий круг интересов и вкусов; tc "дополнительная учебная литература , представляющая собой базовую коллекцию узбекской художественной литературы и соответствующей художественной литературы на других языках преподавания , состоящей из романов , поэзии , драмы — классической и современной , учитывающей широкий круг интересов и вкусов ; "
справочные книги и материалы, словари — переводные и специализированные, энциклопедии, справочники, приложения к учебникам, учебно-наглядные пособия (атласы, плакаты, карты); tc "справочные книги и материалы , словари — переводные и специализированные , энциклопедии , справочники , приложения к учебникам , учебно - наглядные пособия ( атласы , плакаты , карты );"
методическая литература для учителей по преподаванию и детской психологии, теории образования для поддержки учебного процесса; tc "методическая литература для учителей по преподаванию и детской психологии , теории образования для поддержки учебного процесса ;"
духовно-просветительская литература, включающая книги по формированию общей культуры личности, осознанному выбору профессии, вопросам воспитания личности обществом и семьей; tc "духовно - просветительская литература , включающая книги по формированию общей культуры личности , осознанному выбору профессии , вопросам воспитания личности обществом и семьей ;"
научно-популярная литература, которая позволит учащимся глубже изучить темы учебной программы; tc
"научно - популярная литература , которая позволит учащимся глубже изучить темы учебной программы ; "
периодические издания, а также другие виды изданий на традиционных и нетрадиционных носителях, т.е. информационное обогащение образовательного пространства школы обеспечивается также фондом мультимедийных образовательных и художественных материалов. tc "периодические издания , а также другие виды изданий на традиционных и нетрадиционных носителях , т . е . информационное обогащение образовательного пространства школы обеспечивается также фондом мультимедийных образовательных и художественных материалов ."
Реализации многофункциональности информационно-образовательной среды школьной библиотеки способствует создание методико-педагогического аппарата (МПА). Это совокупность материалов, представляющих собой нетрадиционные носители информации (реферат, творческий отчет, конспект урока, сценарий внеурочных мероприятий, авторы которых — члены педагогического коллектива школы), а также картотеки, предназначенные для поиска материала такого рода. Обычно хранится такой материал в кабинете заместителя директора школы. Цель создания МПА — систематизировать данные материалы, сделать их доступными каждому. С его помощью осуществляется справочное, информационно-библиографическое обслуживание педагогических работников, изучение педагогического опыта, что содействует повышению уровня научно-методического и педагогического мастерства учителей. В МПА могут входить несколько составляющих-модулей. tc "Реализации многофункциональности информационно - образовательной среды школьной библиотеки способствует создание методико - педагогического аппарата ( МПА ). Это совокупность материалов , представляющих собой нетрадиционные носители информации ( реферат , творческий отчет , конспект урока , сценарий внеурочных мероприятий , авторы которых — члены педагогического коллектива школы ), а также картотеки , предназначенные для поиска материала такого рода . Обычно хранится такой материал в кабинете заместителя директора школы . Цель создания МПА — систематизировать данные материалы , сделать их доступными каждому . С его помощью осуществляется справочное , информационно - библиографическое обслуживание педагогических работников , изучение педагогического опыта , что содействует повышению уровня научно - методического и педагогического мастерства учителей . В МПА могут входить несколько составляющих - модулей . "
Модуль научно-методического обеспечения и педагогического сопровождения учебного процесса включает различного рода документы, регламентирующие образовательный процесс. Это законодательные и нормативные государственные документы, Устав школы, Правила трудового распорядка, образовательные программы, учебные программы, тексты учебных лекций, наборы тренировочных и проверочных упражнений, тестовые задания и т.д. tc "Модуль научно - методического обеспечения и педагогического сопровождения учебного процесса
включает различного рода документы , регламентирующие образовательный процесс . Это законодательные и нормативные государственные документы , Устав школы , Правила трудового распорядка , образовательные программы , учебные программы , тексты учебных лекций , наборы тренировочных и проверочных упражнений , тестовые задания и т . д ."
Модуль информационной презентации образовательного учреждения, формирования положительного имиджа в обществе может включать фото и видеоматериалы, графические иллюстрации, сведения об успехах школы, учащихся и педагогов, отзывы учащихся и родителей об образовательном учреждении, различного рода опросы, списки победителей олимпиад, конкурсов. tc "Модуль информационной презентации образовательного учреждения , формирования положительного имиджа в обществе может включать фото и видеоматериалы , графические иллюстрации , сведения об успехах школы , учащихся и педагогов , отзывы учащихся и родителей об образовательном учреждении , различного рода опросы , списки победителей олимпиад , конкурсов ."
Модуль «Творческая лаборатория учителя» включает конспекты уроков, материалы докладов, выступлений, методические разработки учителей, сценарии внеклассных и общешкольных мероприятий, наглядные и иллюстративные материалы к занятиям, информацию о курсах повышения квалификации, городских и районных экспериментальных площадках, разрабатываемых проектах. tc "Модуль « Творческая лаборатория учителя » включает конспекты уроков , материалы докладов , выступлений , методические разработки учителей , сценарии внеклассных и общешкольных мероприятий , наглядные и иллюстративные материалы к занятиям , информацию о курсах повышения квалификации , городских и районных экспериментальных площадках , разрабатываемых проектах ."
Модуль «Проектные и исследовательские работы учащихся» включает материалы, способствующие самостоятельному освоению участниками проекта комплексных научно-практических знаний, отражающие поиски новых направлений и форм творческого проектирования, значимость творческого развития проектной, исследовательской деятельности, вовлечение в творческое проектирование новых участников, демонстрирующих авторское видение проблемы, ее оригинальное решение. tc "Модуль « Проектные и исследовательские работы учащихся » включает материалы , способствующие самостоятельному освоению участниками проекта комплексных научно - практических знаний , отражающие поиски новых направлений и форм творческого проектирования , значимость творческого развития проектной , исследовательской деятельности , вовлечение в творческое проектирование новых участников , демонстрирующих авторское видение проблемы , ее оригинальное решение ."
Модуль «Информационные материалы школьной библиотеки» должен включать рекомендательные списки литературы для внеклассного чтения, тематические подборки материала по определенным темам, библиографические указатели и дайджесты, книжные обозрения, сценарии проведения интеллектуально-творческих игр, познавательных конкурсов и т.д. tc "Модуль « Информационные материалы школьной библиотеки » должен включать рекомендательные списки литературы для внеклассного чтения , тематические подборки материала по определенным темам , библиографические указатели и дайджесты , книжные обозрения , сценарии проведения интеллектуально - творческих игр , познавательных конкурсов и т . д . "
Таким образом, для создания максимально информативной библиотечной среды в школе необходимы: разнообразие форм информационной и документальной поддержки общего образования, основных информационных умений и навыков, познавательной активности учащихся, самообразование всех участников образовательного процесса, формирование информационной культуры пользователей, использование новых информационных технологий. tc "Таким образом , для создания максимально информативной библиотечной среды в школе необходимы \: разнообразие форм информационной и документальной поддержки общего образования , основных информационных умений и навыков , познавательной активности учащихся , самообразование всех участников образовательного процесса , формирование информационной культуры пользователей , использование новых информационных технологий . "
Раиса РАТНЕР, tc
"Раиса
РАТНЕР ,"
заведующая научно-методическим отделом Республиканской научно-педагогической библиотеки. tc "заведующая научно-методическим отделом
Республиканской научно-педагогической библиотеки."