Потенциал и качество образовательного процесса
Задача современного педагога состоит в том, чтобы в доступной, содержательной и увлекательной форме передать своим ученикам знания накопленные поколениями, используя при этом передовые отечественные методики преподавания и зарубежный опыт. Постановление Президента нашей страны «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования» от 26 сентября 2017 года стало важным руководством к осуществлению этой деятельности.
В соответствии с действующим порядком периодичность повышения квалификации для педагогических кадров составляет не реже одного раза в 5 лет. В процессе повышения квалификации учителя знакомятся с новейшими достижениями в области мировой и отечественной педагогики, психологии, преподавания общеобразовательных предметов и совершенствуют навыки использования современных информационных и педагогических технологий, внедряют их в собственную практику. Но объективная оценка ситуации показывает, что в региональных институтах переподготовки и повышения квалификации работников народного образования научно-педагогический потенциал и качество образовательного процесса не вполне соответствуют современным требованиям.
Несомненно, большинство учителей, следуя учебной концепции, в полной мере овладели и используют методические и технологические новации, другие же, напротив, находятся в некотором замешательстве при столкновении с множеством новых терминов. Поэтому в работе с педагогами, которые испытывают трудности, всегда акцентирую внимание на то, что все новое — это хорошо забытое старое, просто адаптированное к современным реалиям. Не нужно пасовать перед громоздкими и непонятными на первый взгляд терминами, а следует использовать личный опыт. Начните с главного и поставьте перед собой вопрос: что я могу сделать для того, чтобы подготовить развернутый, доступный для восприятия ребенка конспект урока? Можно показать слайды, таблицы, графики, рисунки, используя проектор, что поможет при подаче нового материала. Не забывайте работать и на зрительное восприятие, оно поможет ученику отложить материал в долговременную память, а чтобы новая тема усвоилась прочно и осталась в активе ребенка на всю жизнь, дайте практическое задание. На этом не останавливайтесь, обязательно закрепите материал, допустим, теми же самыми слайдами — это будет хорошей самопроверкой для ученика. «Мозговой штурм», физические пятиминутки, ассоциативные игры, работа в группах — все это использовалось и ранее, просто сейчас у учителя есть прекрасная возможность раздвинуть горизонты мышления, как своего, так и учеников, осознанно применяя методические и технологические новации.
Произошли изменения в учебной программе, основанной на компетентностном подходе к обучению русскому языку в классах с узбекским и другими языками обучения. Это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности по утвержденному Государственному образовательному стандарту. Для начала приведу пример, как развивались стандарты: 1999 год — Государственный стандарт общего среднего образования. Минимальные требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку в школах с другими языками обучения. 2010 год — Государственный образовательный стандарт по русскому языку в школах с узбекским и другими языками обучения. Требования к уровню сформированности речевых навыков и умений. 2017 год — Государственный образовательный стандарт системы непрерывного образования Республики Узбекистан. Требования к уровню подготовленности выпускников всех ступеней образования по иностранным языкам. Как итог, мы получили обеспечение усвоения минимума содержания и возможность получения образования на русском языке, трудовой деятельности в соответствии с языковыми квалификационными требованиями к работникам разных профессий.
Основная цель обучения русскому языку в школах с узбекским и другими языками — обеспечить овладение языком как средством общения, познания, планирования и организации деятельности (особенно коллективной), эмоционально-эстетического и нравственного воздействия и воспитания при приоритетности развития коммуникативной компетенции обучения.
Сейчас определены конкретные уровни изучения предмета. К примеру, выпускники 4-го класса общеобразовательной начальной школы — начальный уровень (А1) изучения русского языка. Выпускники 4-го класса специализированной общеобразовательной школы с углубленным изучением русского языка — углубленный начальный уровень (А1+) изучения русского языка. Выпускники 9-го класса общеобразовательной школы — начальный уровень (А2) изучения русского языка. Выпускники 9-го класса специализированной общеобразовательной школы с углубленным изучением русского языка — углубленный начальный уровень (А2+) изучения русского языка.
Немаловажно, что для разработки четких разграничений был использован опыт ведущих стран мира. А именно: Система тестирования ALTE (Ассоциация лингвистических тестов Европы) по русскому языку как иностранному, шкала Совета Европы Common European Framework of Reference (CEFR) метод оценки и обучения, и методика преподавания, применяемая в развитых странах (Германии, Японии, Корее, Сингапуре). Кстати, Систему тестирования ALTE по русскому языку как иностранному представляет консорциум вузов (МГУ, РУДН, СПбГУ). Так в целом мы получили наличие системы оценки языковой компетенции, используемой в мировой практике развитых стран.
Что касается учеников 2-го класса в так называемый «букварный период», преподаватель должен суметь сформировать у детей элементы ключевых компетенций. Научить понимать простые фразы на русском языке, сформировать навык слогового и слитного чтения с соблюдением пауз и интонации, словесного и логического ударения, понимать общий смысл мультфильма, кинофильма детской тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем. 3-й класс в пределах изученного может читать по-русски адаптированные тексты, понимать общий смысл мультфильма, кинофильма детской тематики с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем, выполнить задание по учебнику.
Имеются изменения и в разделе «Литературное чтение» в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м классах. Некоторые произведения заменены на более развернутые в художественном плане, где есть описание природы, более яркие черты характеров героев, просматривается четкая духовно-нравственная смысловая составляющая произведения.
Итак, для активной и эффективной профессиональной деятельности преподавателей общеобразовательных школ, учреждений среднего специального образования и высших учебных учреждений государством созданы благоприятные условия по реализации планов и целей, намеченных для совершенствования качества отечественного образования. И мы, педагоги, должны внести свою лепту в формирование образованного и интеллектуально развитого молодого поколения. А сделать мы это сможем лишь при условии непрерывного самосовершенствования, поиска новых творческих горизонтов, создавая собственную исследовательскую базу, приобретая навыки, умело пользуясь наработанным опытом не только коллег-соотечественников, но и зарубежных преподавателей.
Рахима УСМАНОВА,
заведующая кафедрой преподавания языков и литературы Регионального центра переподготовки и повышения квалификации работников народного образования при Навоийском государственном
педагогическом институте.