Мониторинг качества знаний
Одним из критериев, определяющих качество и результативность образования, является показатель овладения учениками разными навыками. В настоящее время эти качества определены тремя взаимосвязанными направлениями. Оценка знаний учеников в классе и в масштабе школы отображается учителями в классном журнале на основе «Положения о рейтинговой системе контроля за качеством знаний учащихся». По второму направлению знания учащихся школ оцениваются по итоговым результатам в пределах управления народного образования и проверяются в состязаниях знаний, предметных олимпиадах и смотрах-конкурсах. По третьему направлению оценка знаний и навыков учеников и их соответствие принятым нормам определяются по четырем мониторинговым направлениям государственного образовательного стандарта.
Данная система в последние годы все более совершенствуется. Было принято решение Кабинета Министров «Об организации государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан» от 18 июля 2017 года. На основании постановления Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании деятельности Министерства народного образования Республики Узбекистан» от 30 сентября 2017 года отдел совершенствования образовательных стандартов и внедрения передовых педагогических технологий преобразован в управление совершенствования государственных стандартов и мониторинга качества образования. Отдел мониторинга ГОС народного образования Республики Каракалпакстан, управлений народного образования областей и города Ташкента переданы в ведомство Министерства народного образования. Также районные (городские) малые группы мониторинга ГОС, качества образования, подготовки и методического обеспечения преобразованы в отделы мониторинга качества образования и переданы в ведомство облУНО.
Намечен ряд задач для развития учебно-методического процесса, анализа знаний учащихся по ГОС, определения рейтинга образовательного учреждения, изучения зарубежного опыта и принятия мер по его внедрению, применения оценки знаний по международной системе.
С помощью мониторинга качества образования планируются системное наблюдение за динамикой успеваемости, совершенствования навыков, изучение и устранение пробелов в знаниях, определенных в ГОС, и причин их возникновения. Мониторинг проходит в три этапа. Первый этап (оценивание) — исполнение требований ГОС, изучение этого даст возможность выявить результат. На втором этапе (анализ) проводится анализ и обобщение данных контроля и оценивания, разрабатываются рекомендации по выявлению пробелов в знаниях. На третьем этапе (коррекция, исправление) на основе выявленных пробелов устраняются ошибки с помощью различных педагогических методов. Основным преимуществом мониторинга является его коррекционное (исправительное, развивающее) свойство.
В начале прошлого учебного года процесс мониторинга проходил в форме онлайн-тестирования, которое было подготовлено в виде специальных электронных инструкций специалистами Республиканского центра образования и Центра развития мультимедийных общеобразовательных программ. Этот эксперимент прошел апробацию и совершенствование в течение первого полугодия (до декабря) в Ташкенте, Фергане, Термезе и Нукусе. Затем онлайн-тестирование было проведено по итогам учебного года в 8-9-х классах в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте. Эксперимент проводился в 126 городских школах в виде блоков: I блок — родной язык и литература, II блок — математика, биология, основы экономических знаний, III блок — химия, информатика, основы государства и права, IV блок — физика, география. В процессе были задействованы более 20 тысяч учеников 8-9-х классов. Предоставленный учащимся выбор по блокам и определенный сразу же результат мониторинга показали большой интерес к процессу онлайн-тестирования.
Кроме того, по его результатам была возможность в тот же день дать ученикам районных школ консультации. В первом полугодии и в конце учебного года была возможность объективно их изучить, сравнивая районные (городские) школы. Механизм мониторинга качества образования служит не только для решения задач и существующих проблем, но и помогает в определении правильного направления изучаемых вопросов. Это новшество дает возможность объективно оценивать знания учеников и создавать здоровую атмосферу для развития конкуренции в школе.
Согласно приказу министра народного образования от 16 сентября текущего года № 299 «Об организации и совершенствовании системы мониторинга качества знаний в 2017-2018 учебном году» был введен ряд изменений. В частности, разработаны и изучены материалы по таким передовым зарубежным методикам тестирования, как PISA, TIMSS и другим, национальный мониторинг усовершенствован, в результате чего приняты меры по развитию учебно-методического процесса. Привлечение учеников 10-х классов в систему мониторинга качества образования по предметным блокам будет способствовать объективности при поступлении в высшие образовательные учреждения.
Проведенный анализ показал высокую заинтересованность онлайн-тестированием. К сожалению, в прошлом учебном году в некоторых регионах подготовка к онлайн-тестированию была неудовлетворительна. В намеченных к его проведению 126 общеобразовательных школах в 42 районах (городах) не были подготовлены необходимые условия. В частности, в школах №№ 4, 30 и 47 Тайлакского района, 51 и 74 Зангиатинского, 26 и 34 Сайхунабадского, 14 и 36 Жондорского, 8 и 14 Нишанского,
12 и 13 Мубарекского, 12 Мирзачульского, 15 Навбахорского, 15 Нуратинского, 18 Ангорского, 16 Аккурганского, 10 Ургенчского и в 20-й школе Хивинского районов запланированные онлайн-тестирования не состоялись по причине халатности должностных лиц.
Также выявлены некоторые недостатки в системе современного мониторинга с помощью опроса. По его итогам было определено, что только 47 процентов учащихся выполняют уроки самостоятельно. Такие результаты показывают низкий уровень воспитания в семье. По итогам испытаний уровня профессиональной подготовки учителей оказалось, что 22,7 процента из них получили менее 55 баллов. Из них 55 преподавателей (38,5 %) в Ташкентской области, 58 (33,1 %) в Сырдарьинской и 39 (28,5 %) в Андижанской областях. Безответственное отношение администрации школ к учебно-воспитательному процессу (руководство не знало итогов мониторинга за первое полугодие) проявляется в нерегулярном использовании ИКТ, неудовлетворительной работе методических объединений и деятельности советов, выявлено низкое качество методической службы при повышении квалификации учителей. Согласно тестированию, по предмету преподавания правильные ответы дали 2310 учителей, в среднем 68 процентов, что выше на 4,7 процента по сравнению с предыдущим годом (63,3%).
454 учителя (19,7%) показали результат 86 из 100 процентов.
Выявлено, что 44,2 процента педагогов не в курсе новшеств, передового опыта, 32 процента не знают о передовых педагогических технологиях, 46 процентов — об электронных учебниках и виртуальных лабораториях, 64,9 процента из них — о современных ИКТ, 65 процентов учителей при восполнении пробелов знаний учащихся не используют предложенные рекомендации в разрезе предметов.
78 процентов директоров школ не обращали должного внимания на распространение передового опыта среди учителей. 44,7 процента директоров школ не уделяли внимания результативности учебно-воспитательного процесса, 37,6 процента руководителей не посещали уроков с целью их анализа. В большинстве школ дополнительные уроки проходили только по математике, родному и английскому языку.
Таким образом, для эффективности и результативности учебного процесса, обучения учащихся на основе ГОС созданы все необходимые условия, а за предусмотренное использование этих возможностей ответственны не только учителя, но и руководители.
Абдурахим НОСИРОВ,
начальник Главного управления учебно-методического процесса общеобразовательных учреждений Министерства народного образования.