Будущее педагогики — за инновациями
Инновации в образовании — это изменения, направленные на улучшение качества обучения посредством внесения нового, совершенствования и улучшения существующего опыта. С целью внедрения передовых методов работы в практику в общеобразовательной школе № 94 Мирабадского района столицы состоялся семинар «Экспериментально-опытное инновационное образовательное учреждение», где приняли участие учителя общеобразовательных учреждений
города.
— Указом Президента Республики Узбекистан «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан» от 29 ноября 2017 года образовано новое учреждение и определены основные направления его деятельности в сфере государственного и общественного строительства, экономики, сельского хозяйства, социального развития, внедрения передовых технологий, — отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тамара Здинская. — Это все наглядно подтверждает тот факт, что, появляясь в определенное время, прогрессивно решая задачи определенной эпохи, новшества устаревают, педагогические традиции минувших десятилетий вполне могут изжить себя. Поэтому можно с уверенностью сказать, что будущее — за инновациями. Применительно к педагогической науке инновации понимаются как количественные и качественные изменения.
В рамках семинара работа велась по нескольким направлениям: математика и информатика, информационно-ресурсный центр, технология, иностранный язык и другие. Передовые учителя старались продемонстрировать наработанный лучший опыт и отзывы и получить рекомендации коллег. Так, учитель математики общеобразовательной школы № 218 Мирабадского района Жамиля Кучкарова выступила на тему «Использование дидактического материала на уроках математики». Из предложенных ею методик особый интерес вызвал способ составления мозаики, который отличался от традиционного. Учащимся следовало правильно решить задачи, ответы на которые были написаны на оборотной стороне карточек. При разложении цифр по мере возрастания в указанные ячейки у них образовывалась черно-белая картина исторических достопримечательностей края, которую им предстояло еще и раскрасить в «правильные» цвета. А чтобы найти необходимый оттенок, также следовало решить несколько упражнений.
Учитель математики общеобразовательной школы № 94 Мирабадского района Ирина Давыдова остановилась на практическом применении предмета математики. В частности, она подчеркнула, что царица наук дает ученикам отдельные знания на всю жизнь: как рассчитать кредит, вычислить налоговые отчисления, выбрать выгодный телефонный или интернет тариф, рассчитать коммунальные платежи и т.д. Но, несмотря на это, в математике есть очень узко направленные темы, например, синус, косинус, котангенс острого угла прямоугольного треугольника. И когда учащиеся спрашивают о том, в каких жизненных обстоятельствах пригодятся эти знания, педагог дает верный и очень действенный на мотивацию ребят ответ: «Так вы сможете не только развить логику мышления, научиться рассуждать, доказывать, находить рациональные пути решения заданий, делать обоснованные выводы, но и самое главное — будете помогать в дальнейшем своим детям в выполнении домашних заданий».
Опытом использования вторичного сырья в декоративно-прикладном творчестве поделилась другой учитель технологии этой школы Ирина Абросимова. Творческие работы ее воспитанники презентуют в ходе проектной деятельности, преимущества которой заключаются в создании особой образовательной среды, позволяющей развивать мышление, память, умение добывать информацию из разных источников, воспитывать духовные, коммуникативные качества. Каждый ее учащийся — это изобретатель. В этом можно убедиться на примере изготовленного собственноручно на уроке электротехники светильника, предметов прикладного искусства из полимерных материалов.
— Являюсь методистом по Алмазарскому району, — рассказывает учитель технологии школы № 165 Нодира Газиева. — Ко мне прикреплены педагоги 32 школ района, и каждый вторник мы проводим различные тренинги, где обсуждаем волнующие каждого учителя вопросы. В частности, в связи с изменением названия предмета изменились в некотором плане и возложенные на нас задачи. Теперь во главу угла ставится вопрос совершенствования учебного процесса с активным внедрением средств ИКТ.
Английский язык вели учителя школы № 94 Елена Кулбацкая и Зарина Тошева. Первый педагог остановилась на том, как правильно тренировать правое и левое полушария учащихся, чтобы добиться их синхронного развития. Она предложила коллегам разделиться на две команды. Учитывая, что левое полушарие контролирует речь, последовательно перерабатывает сведения, отвечает за логику, аналитическое мышление, а правое — за интуицию, восприятие невербальной информации, ориентацию в пространстве, понимание чужого воображения, участники семинара предложили наиболее эффективные методы работы по развитию данных полушарий.
Зарина Тошева выступила с докладом о результативных механизмах по укреплению памяти учащихся, где упор был сделан на ассоциативном методе. Каждое слово должно вызывать у ребят определенные воспоминания, находить в их подсознании какую-то точку опоры. Как она отметила, грамматика английского языка довольно понятна и учащиеся обычно усваивают основные правила без труда. Наибольшую сложность составляет для них запоминания новых слов, антонимов и синонимов. В этом очень помогает метод построения логической цепочки, где, например, ученикам надо предоставить рассказ с использованием именно этих слов. Также Зарина отметила, что самым лучшим способом развития разговорной речи всегда будет считаться пересказ и даже чтение текста наизусть.
— Сколько бы мы ни говорили об уникальных возможностях инновационных методов обучения, нельзя забывать о традиционных, — комментирует она. — Изучение иностранного языка, впрочем, как и получение глубоких знаний по предметам, — это довольно сложный и нелегкий труд. Ведь инновационные методы, в первую очередь, опираются на проверенные лучшие традиции педагогики, поэтому нам следует гармонично сочетать современные передовые формы организации учебного процесса с действующими уже на протяжении несколько десятилетий.
Шахноза ХАЛСАИДОВА.