Проникновенные строки
Тема урока: «Абдулла Кадыри. «Скорпион из алтаря».
Эпиграф: «Абдулла Кадыри — писатель эпического размаха, мастер масштабного творчества, художник-реалист в высоком значении этого слова» (Айбек).
Тип урока: урок-обобщение.
Цели: образовательная — закрепить знания учащихся по содержанию романа «Скорпион из алтаря»; развивающие — развивать умение анализировать прочитанное, навык детального, вдумчивого чтения, умение давать характеристику героям; воспитательные — прививать интерес к истории родного края, воспитывать доброжелательность и взаимопонимание при работе в группах, высокие нравственные качества (честность, ответственность, умения отстаивать свою точку зрения и вставать на защиту близких людей) на примере главных героев романа.
Формы работы: работа в группах, индивидуальная, по вариантам.
Оборудование: портрет Абдуллы Кадыри, выставка книг, методическая презентация к уроку, мультимедиапроектор, компьютер, творческие работы учащихся.
Раздаточный материал: кроссворд, карточки на определение соответствий, тесты в двух вариантах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: — Заключительный урок, посвященный известному историческому роману Абдуллы Кадыри «Скорпион из алтаря», покажет, насколько хорошо вы знаете содержание этого произведения, насколько глубоко вы его прочувствовали. В качестве эпиграфа нашего урока сегодня выбраны слова не менее известного узбекского писателя Айбека, с творчеством которого мы познакомились с вами в прошлом году. (Слайд.)
Опрос по домашнему заданию.
Учитель: — Начнем наш урок с проверки домашнего задания. На прошлом занятии вы разделились на группы, каждая должна была подготовить характеристику одного из героев романа.
Группы по очереди представляют и защищают свои проекты.
II. Закрепление пройденного материала.
Учитель: — Предлагаю разгадать кроссворд. Таким образом мы проведем словарную работу и проверим, насколько хорошо вы знаете содержание произведения. За каждый правильный ответ — выигрышный жетон.
По горизонтали: 2. Друг, предавший Анвара. 6. Вставьте пропущенное слово в пословицу: «Если у соседа есть скот, то … и нам перепадет». 9. Глава мечети. 12. Главный герой романа «Скорпион из алтаря». 14. Мера веса, которая в Кокандском ханстве равнялась двум килограммам. 15. Ремесленник, друг Анвара, помогавший ему в трудные минуты. 17. Блюдо, для которого предназначалось мясо, купленное Салихом. 18. Комната для приема гостей, гостиная. 20. Имя визиря, который преследует Анвара. 21. Школа при мечети. 22. Визирь (другое название). 23. Кожаные калоши.
По вертикали: 1. Солдат ханского войска. 3. Серебряная монета достоинством в 20 копеек. 4. Хан, в правление которого происходит действие романа. 5. Жанр литературы, основоположником которого в узбекской литературе стал Абдулла Кадыри. 7. Женская половина в доме на Востоке. 8. Крытая терраса. 10. Секретарь, письмоводитель, писарь. 11. Город, в котором происходит действие романа. 13. Сосед Салиха, сборщик налогов. 16. Салих — учитель или…? 17 Преподаватель медресе. 19. Близкий друг Анвара.
Нахождение соответствий между героями и их характеристиками.
Учитель: — Молодцы! С этой работой вы справились хорошо. Следующее задание для каждой группы находится в конверте на вашем столе. Нужно заполнить таблицу в соответствии с характеристиками, указанными в карточке. Каждому из 5 героев соответствуют две характеристики. Нужно их сгруппировать и записать в прямоугольники имена героев. (Слайды.)
Проверка правильности выполнения работ каждой группы; ответившая правильно команда получает жетон.
Сбор пазлов.
Учитель: — Ваша задача — собрать пазл из заработанных жетонов. Если вы сможете определить, что на них изображено, тогда получите недостающий фрагмент, чтобы картинка полностью сложилась.
1-я группа — дворец Худоярхана; 2-я группа — Худоярхан; 3-я группа — Брюсовский литературный институт; 4-я группа — портрет Абдуллы Кадыри. (Слайды.)
Учитель: — Судьба писателя трагична. Об этом мы говорили с вами на предыдущих уроках. Художница Азиза Маматова, создавая его портрет, изучила многочисленные архивные документы о расстрелянных в 1937-1938 годах. Среди них она нашла несколько предсмертных фотографий Абдуллы Кадырий и была ошеломлена ими до глубины души. Под впечатлением увиденного и прочитанного и был создан этот портрет. Очень трудно и страшно проститься с жизнью в 44 года. Но великий писатель погиб, не запятнав свою честь. С портрета он смотрит прямо в глаза зрителю, с несгибаемой волей, он принял свою смерть.
Учитель: — Вы замечательно работали сегодня в группах. А теперь, когда мы повторили и обобщили изученный материал, каждый поработает индивидуально.
Тестирование.
Выполнение тестовых заданий по содержанию романа в 2-х вариантах с последующей взаимопроверкой.
Выставление баллов: 9-10 правильных ответов — 5 баллов, 7-8 правильных ответов — 4 балла, 5-6 правильных ответов — 3 балла, 3-4 правильных ответа — 2 балла.
III. Подведение итогов урока.
Учитель: — Абдулла Кадыри сыграл огромную роль в становлении узбекской литературы. Завершить нашу беседу об этом замечательном человеке и писателе хочу словами известного исследователя-востоковеда Евгения Бертельса: «В мире было пять школ романа, а именно: французская, русская, английская, немецкая и индийская. Шестую, узбекскую школу романа, создал Абдулла Кадыри».
IV. Релаксация.
Учитель: — Продолжите предложения: «Я узнал на уроке…. Мне бы хотелось узнать…»
V. Домашнее задание. Написать сочинение «Какие уроки я извлек(ла) для себя после знакомства с творчеством Абдуллы Кадыри?».
Галина ФОФОНОВА,
учитель государственной специализированной общеобразовательной школы «Прогресс» города Нукуса.
Республика Каракалпакстан.