Лев Толстой и Айбек
Тема: «Детство» Айбека и Л.Н.Толстого.
Цели: образовательная — посредством изучения двух произведений писателей русской и узбекской литератур провести полный анализ их творчества и выявить черты сходства и различия в их творчестве и биографиях; формировать интерес к интегрированному изучению предметов и чтению художественной литературы; развивающая — развивать мышление, фантазию, воображение, устную речь; воспитательная — воспитывать бережное отношение к семейным ценностям, толерантность.
Тип урока: закрепление.
Методы: комбинированный, исследовательский.
Интеграция: узбекский язык.
Оборудование: мультимедийная презентация на русском и узбекском языках, иллюстрации по данной теме, тематические карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Ознакомление с целями урока. Раздача оценочных листов для тестов.
Политминутка. (Слайд.)
Учитель: — Мы были свидетелями визита в нашу страну Президента Российской Федерации В.Путина. Его визит дал старт многим начинаниям в разных областях. Но основной акцент был сделан на расширение и укрепление тесных культурных связей между народами Узбекистана и России. Сегодня на уроке мы постараемся установить связь между творчеством двух писателей: Льва Толстого и Айбека. В нашем исследовании найдем общие черты и различия в культуре двух народов посредством изучения двух произведений: «Детство» Л.Н.Толстого и «Детство» Айбека.
III. Работа по теме урока.
Учитель: — Оба произведения автобиографичны. В них писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, условиях, в которых они воспитывались.
(Опрос по пройденному материалу по карточкам: вопросы в красных карточках оцениваются в 2 балла, в желтых — 1 балл.)
Учитель: — Почему Толстой и Айбек обратились именно к этому периоду своей жизни? Где происходят действия в обоих произведениях? Кто из них первым написал свое произведение? Назовите самые интересные моменты детства Толстого. Чей рост был высоким, а походка — странная, маленькими шажками?
Ойбек болалигида яқинларидан кимни йўқотди? Бош қаҳрамон ўз дўстлари билан кандай ўйинлар ўйнар эди? Мадраса мактабида ёзув учун нима ишлатилар эди? Мадрасада қандай фанлар ўқитилар эди? Янги мактабда асар қаҳрамонини биринчи бўлиб нима ҳайратда қолдирди?
Презентация «Найди ошибку».
Карл Иванович порол ремнем за непослушание Николеньку.
Знаменитая волшебная палка «Муравьиного братства» была красного цвета.
Николенька был самым младшим в семье.
У папы была родинка на шее.
Xatoni toping.
Oybekning asl ismi Mahmud.
Oybek «Bolalik xotiralarim» asarida sinfdosh do‘stining hayoti haqida yozgan.
Madrasa muallimi dars qilmagan bolalarni burchakka turg‘azgan.
Oybek «Bolalik xotiralarim» asarida bozordan do‘sti bilan Alisher Navoiy kitobini xarid qiladi.
Презентация «Сходства и различия».
Ответы учеников на двух языках.
Сходства:
Детство проходит в кругу семьи.
Yaxshi in-sonlar ular at-rofida parvona bo‘lganlar.
Особое отношение к получению знаний.
Различия:
Социальное положение родителей и материальное состояние семьи.
Доступность средств обучения (книги, карандаши, бумага).
Чтение учениками собственных сочинений на двух языках на тему «Мои бесценные моменты детства».
IV. Закрепление.
Тест PISA по произведениям. (Презентация.)
Просмотр короткометражных видеороликов о жизни писателей.
V. Подведение итогов.
Учитель русского языка: — Толстого и Айбека с уверенностью можно назвать писателями-гуманистами, ведь они призывают к гуманному отношению к детям, проявлению внимания, заботы, любви. Именно поэтому их повести «Детство» стоят в ряду лучших произведений художественной литературы.
Учитель узбекского языка: — Бугунги дарсимизни Ойбекнинг қуйидаги шеъри билан тугатишимиз мумкин:
Йўлим кўп узоқ, амалим порлоқ:
Орзулар тошди кўксимда бу чоқ.
Ёш кучим толмас, тилагим қўркмас.
Тоғдек тулкининг йўлимни тўсмас.
Ёш кўнгил тошар, кўклардан ошар.
Севган юлдузин ахтариб қучар!
VI. Оценивание.
VII. Домашнее задание: подготовить сообщение «Детство — самый запоминающийся период в жизни человека».
Феруза МИРЗАЕВА,
учитель общеобразовательной школы № 2 города Ферганы.