Яркие краски весны
Цели мероприятия: активное вовлечение учащихся в духовно-просветительскую внеклассную работу для сплочения школьников, создание благоприятного социально-психологического климата в учебном заведении с многонациональным составом, воспитание уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Задачи мероприятия: познакомить с традициями и обычаями праздника Навруз, способствовать воспитанию эстетической культуры, развивать умение слушать, мышление, память, артистические способности учащихся, использование народных игр в организации активного отдыха и укрепления здоровья учащихся.
Зал или двор школы украшен цветами и лозунгами: «Здравствуй, Навруз — праздник мира и добра!», «Здравствуй, новый день — символ труда и щедрости!» «Ассалом, Наврўзи олам!». На центральной сцене панно с весенним пейзажем.
Ход мероприятия
Звучит торжественная музыка. Выходят ведущие в национальных костюмах.
1-й ведущий:
— Хочу поведать вам, друзья,
О том, как утром в край родной
Весна пришла, весна моя.
Навруз, Навруз, салом, Навруз!
Сходитесь в круг, мои друзья,
Пора печалей зимних сбросить груз.
Навруз, Навруз, салом, Навруз!
Ты праздник мира и добра!
2-й ведущий: — Я верю в звездную
мечту, в простор и щедрость бытия.
Творить повсюду красоту зовет меня мечта моя.
Летит весна во все края, летит за горы, за моря,
Улыбку радости даря, и вся земля — весна моя!
Навруз, Навруз, салом, Навруз!
Сходитесь в круг, мои друзья!
1-й ведущий: — Мы сегодня собрались, чтобы встретить праздник весны — Навруз!
2-й ведущий:
— Улыбки, игры, звонкий смех
Пусть радуют сегодня всех!
1-й ведущий: — Вот и наступила весна. Все чаще за окном весело чирикают птицы. Распустившиеся нежные цветки урюка радуют глаз. Приход весны чувствуется не только в пробуждении природы, весна отражается и на наших лицах — во взглядах, улыбках, в наших мечтах.
2-й ведущий: — Навруз великий древний праздник, предшественник весеннего изобилия. Это обновление и пробуждение природы. Его можно сравнить с летящим весенним ветром, быстрой горной рекой. Это праздник щедрости и милосердия, мира и добра, надежд и перемен.
1-й ведущий:
— Когда приходит к нам Навруз,
Цветут сады, цветут поля!
Когда приходит к нам Навруз,
Весною дышит вся земля!
Когда приходит к нам Навруз,
Звучат и музыка, и смех.
И, поздравленья принимая,
Мы сами поздравляем всех!
2-й ведущий: — В Наврузе воплощены такие понятия, как мир, справедливость, дружба, братство, доброта, здоровье, честность, гостеприимство, знания, творчество, любовь, милосердие. Главным атрибутом этого народного массового торжества всегда были песни и танцы, украшающие не только сам праздник, но и жизнь людей.
Объявляется праздничный концерт, подготовленный учащимися.
1-й чтец: — Сколько песен на земле,
Все они — тебе и мне.
Будет шире круг друзей —
Льется песня веселей!
2-й чтец: — Навруз пробуждает любовь к родной земле, природе, дает новые силы жить и трудиться.
3-й чтец: — Навруз — это встреча близких, родных, друзей.
4-й чтец: — Навруз способствует формированию таких качеств, как уважение к старшим и помощь младшим.
5-й чтец: — Навруз — это продолжение жизненного пути, он духовно обогащает нас, показывает жизнь во всей ее красе.
6-й чтец: — Навруз воспитывает самые лучшие человеческие качества в каждом из нас.
7-й чтец: — Навруз своими яркими красками, зеленью пробуждает к жизни, приносит радость нашим домам, людям всех национальностей, проживающим в нашей стране.
2-й ведущий: — В дни празднования Навруза в Узбекистане языком общения между людьми становится язык
поэзии. Вот как звучит пожелание великого узбекского поэта Алишера Навои: «Пусть каждая твоя ночь будет благополучной и счастливой и каждый твой новый день будет Наврузом!»
1-й ведущий: — Великий мыслитель и поэт Омар Хайям, воспевая в своих рубаи пробуждение природы, писал:
Дождем Навруза увлажнилось поле,
Из сердца прочь гони и скорбь и боли.
Пируй теперь! Из праха твоего
В грядущем зелень вырастет — не боле.
Заблаговременно ученики получили задание подготовить стенды и плакаты, посвященные Наврузу. Команды представляют творческие работы.
2-й ведущий: — Спасибо всем участникам за замечательный творческий подход к заданию! Работы заслуживают того, чтобы ими украсить фойе нашей школы. Конечно, наш праздник не может остаться без зажигательного национального танца.
Звучат песни, исполняются танцы, организованные внеклассными кружками.
1-й ведущий: — Этот праздник — живая легенда: с древних времен и до наших дней Навруз сохранил свои традиции.
2-й ведущий: — Традиции и приметы Навруза пришли к нам из далекой древности, но и сегодня они просты и понятны всем.
Шествие участников мероприятия.
1-й участник: — До наступления Навруза нужно рассчитаться с долгами, прибрать в доме и вокруг, на стол приготовить блюда из семи продуктов. Считается, чем обильнее пища в доме в дни праздника, тем благополучнее будет год.
2-й участник: — На дастархане обязательно должны присутствовать традиционные блюда — сумаляк, халим, кук-сомса, кук-барак, кук-манты. Сумаляк наделяет людей физической и духовной силой. Если вам попадется камушек или орех из сумаляка, вас ждет удача.
Ученики угощают присутствующих традиционным сумаляком и халимом, лепешками и чаем.
3-й участник: — В дни праздника девушки красят хной ладони, чтобы Яр (божество солнца) не повредил их здоровье. Красная хна является оберегом от дурного глаза.
4-й участник: — Дети, юноши, девушки одевают лучшие наряды. Существовало поверье: чем веселее будет праздник Навруз, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, желали здоровья и благополучия всем, звучала музыка, песни и шутки.
5-й участник: — Если на Навруз рождаются дети, их называют Наврузбек или Наврузгуль, Навруза.
6-й участник: — Если на Навруз выпадает снег, то будет богатый, щедрый год. По приметам люди определяли, какой будет весна, лето, каким будет урожай в этом году (приметы весны ученик читает на слайде).
7-й участник: — В день Навруза нельзя расстраиваться, злиться и сердиться — это привлечет к человеку злых духов на целый год.
8-й участник: — Мальчики и подростки в эти дни запускают в небо разукрашенные воздушные змеи, состязаются в перетягивании каната и поднимании тяжестей. Издревле на Навруз устраивались большие народные гулянья, праздничные базары, конные скачки и другие соревнования.
9-й участник: — Во время Навруза звучала музыка, песни, пляски, разжигали костер, прыгали через него. Совершалось это в целях избавления от болезней, несчастий, бедствий.
Ученики выступают с подготовленными музыкальными номерами.
10-й участник: — Традиции Навруза несут в себе положительную энергию. Народные состязания — кураш, купкари — призывают людей к объединению и дружбе. В народных играх воплощены сила и стремление, культура, горячее сердце народа.
Игра-соревнование «Кто выше?».
1-й ведущий: — Как не назвать благотворным влияние Навруза! В эти дни мы ощущаем ценность добрых дел и поступков, направляя устремления на помощь близким и нуждающимся, на благотворительность и милосердие. Об этом гласит народная мудрость: «Легко человеком быть, трудно человечным быть». Примечательно, что эта восточная мудрость, сбереженная в сокровищнице Навруза, становится священной для каждого из нас. Вот еще несколько пословиц и поговорок: Чужим хлебом праздник не отмечают. Жизнь дана на добрые дела. Без добрых дел — вера мертва перед Богом. Помогать ближнему — веление души. Все благополучие человека от земли и труда. Благословен будет тот, кто поможет другому.
2-й ведущий: — Навруз можно бесконечно восхвалять и перечислять его заслуги в истории и жизни человека. Поэтому с каждым годом он живет, молодеет, обновляется, подобно пробуждению природы.
1-й ведущий: — Расцветай, земля! Просыпайся, жизнь ясна!
От весны к весне веселей кружись,
Золотым ковром под ноги ложись.
Приди, Навруз! Приди, Весна!
2-й ведущий:
— Громче пой, карнай, звонче, дойра, бей!
Пусть услышат все о весне скорей,
Пусть сегодня все, кто от солнца пьян,
Славят край прекрасный — наш Уз-бекистан!
Ведущие: — Пусть каждый из нас внесет посильный вклад в общенародное дело, поделится душевной добротой. Будьте счастливы, мира вам и тепла, любви и благополучия!
Максуда НАЖМИДДИНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 2 Вабкентского района.
Бухарская область.