Таксономия Блума — вариант классификации педагогических целей
Таксономия — это иерархически взаимосвязанная система (от греч. «taxis» — расположение, строй, порядок, и «homos» — закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение. С точки зрения Блума, цели обучения напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов — понимания (understanding), запоминания (remembering), применения (applying), анализа (analizing), синтеза (evalueting) и оценки (creating).
Таксономия Блума — вариант классификации педагогических целей, предложенный группой ученых под руководством Бенджамина Блума в 1956 году. Она предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогами ученикам, и, соответственно, целей обучения. Делит образовательные цели на когнитивную, аффективную и психомоторную — «знаю», «чувствую» и «творю».
Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания — от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений.
Ученик знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
Понимание. Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование материала из одной формы выражения в другую — его «перевод» с одного «языка» на другой. В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.
Ученик понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.
Ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории на практике (в жизни), демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.
Ученик выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждений, проводит разграничения между фактами и следствиями.
Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.
Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур.
Ученик пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.
Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т.д.). Суждения ученика должны основываться на четких критериях — внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели), которые могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем. Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям.
Ученик оценивает логику построения материала в виде письменного текста, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев.
В начале изучения основ критического мышления, в 1997 году российские специалисты, учитывая, что «блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», решили сделать теоретические построения ученого более наглядными и привлекательными. Так появилась «Ромашка Блума».
«Ромашка Блума»
1. Простые вопросы: отвечая на них, нужно узнать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
2. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…», «Если я правильно поняла, что...». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал.
3. Объясняющие вопросы обычно начинаются со слова «почему» и направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?».
6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?». Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению.
Хороший вопрос — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив». А функции вопросов:
С помощью вопроса можно получить новую информацию.
Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный темп, лад речи.
Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, формированию навыка задавать продуманные вопросы следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.
Подготовила Гульнара ХАМИДОВА,
старший преподаватель кафедры «Методика преподавания языков» Бухарского регионального центра переподготовки и повышения квалификации сотрудников народного образования.