Прочти и запомни
Тема: «Л.Н.Толстой. «После бала».
Цели: образовательные — расширить представления учащихся о творчестве Л.Н.Толстого, познакомить с его взглядами на историю, с историческими предпосылками создания рассказа «После бала»; развивающая — развивать речевую деятельность в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста); воспитательная — воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: вопросно-ответная беседа, синквейн, кластер, тест PISA к рассказу Л.Толстого «После бала».
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор, презентация, карточки, раздаточные материалы, иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос по пройденному материалу.
1) Вопросно-ответная беседа:
Как называлась усадьба, в которой родился Лев Николаевич Толстой? Знаменитая трилогия Толстого: «Детство», «Отрочество» и... Как называется последнее произведение этой трилогии? Какой титул носил Лев Николаевич? В каком звании служил Лев Толстой на Кавказе?
2) Составление синквейна на тему «Л.Н.Толстой».
Толстой Лев Николаевич; известный, талантливый; писал, сочинял, издавал; занимался литературной и просветительской деятельностью; публицист.
3) Составление кластера.
III. Объяснение новой темы.
Учитель: — Сегодня мы вновь обратимся к творчеству выдающегося русского писателя-классика Л.Н.Толстого. В центре внимания — рассказ «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания — «прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие как долг, совесть, гуманность, милосердие. Как и с помощью каких художественных приемов и средств выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, каковы основные мотивы рассказа — об этом мы и поговорим сегодня.
Рассказ об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
IV. Закрепление.
Учитель: — Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?
Прочтите вступление. Какова его роль? (Ученики отвечают на вопросы по рассказу.)
Критическая сила рассказа — в обнаружении «слабых» сторон того общественного строя, при котором живут толстовские герои, неприятия жестокости в любом ее проявлении.
Писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев: цветом, звуком и их контрастным сопоставлением. В первоначальных редакциях рассказ имел названия «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»? (Сцена с наказанием солдат стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности и благолепия «фасадной» жизни эпохи.)
V. Тест PISA к рассказу «После бала».
1. Восстановите текст, расположив его части в правильном порядке. Впишите последовательное расположение букв в строку ответа.
А. Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица.
Б. Иван Васильевич назвал фамилию.
В. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. (Ответ: __.)
2. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа.
Заполните таблицу — верно/неверно:
3. С бала я уехал в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло. Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало.
Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то, другая, жесткая, нехорошая музыка.
1) Озаглавьте текст. (Ответ: __.)
2) Расположите названия частей в правильном порядке (расставьте номера): утренняя прогулка, звуки флейты и барабана, завершение бала.
3) Из какой части рассказа взят этот отрывок? (Ответ: __.)
4. Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой.
1) За что был наказан солдат?
(Ответ: __.)
2) Кто был в шинели и фуражке?
(Ответ: __.)
VI. Итог урока. Оценивание
Учитель: — Завершая урок, можно сказать, что, не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком. Н.Гусев писал: «Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…»
VII. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем: «Полковник на балу и после бала», «Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала».
Подготовила Исмигуль ФАЙЗИЕВА,
учитель общеобразовательной школы № 7 города Навои.