Эти симметричные фигуры...
Цель: создать условия для осознанного понимания симметрии как явления.
Задачи: образовательные — формировать представление о симметрии в окружающем мире, симметричных фигурах и умение их распознавать; развивающие — развивать внимание, наблюдательность, воображение и математическую речь, умения анализировать и сравнивать предметы; воспитательные — воспитывать интерес к предмету, восприятие прекрасного, общей культуры, умение работать в парах, в группах.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, набор геометрических фигур, конверты с заданиями, раздаточный материал, включающий рабочий лист, набор геометрических фигур, цветная бумага, ножницы, зеркало прямоугольной формы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы обучения: фронтальная, работа в парах, в группах.
Методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1.Математическая разминка. Счет по цепочке.
2. «Мозговой штурм».
Учитель: — Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, чтобы посмотреть на математические способности учащихся. Предлагаю пригласить их в построенный вами математический дом. Итак, закладываем «фундамент».
Задание 1. Расположите числа в порядке возрастания:
39, 61, 42, 12, 57, 63, 70. (Слайд.)
Назовите самое большое число в этом ряду (70). Составьте рассказ об этом числе. Соберите число 70 с помощью круглых чисел.
Назовите самое маленькое число (12). Вспомним состав числа 12.
Задание 2. «Поднимаем стены». Игра «Угадай пример». Ученики находят примеры по заданному ответу.
8 + 3, 9 + 4, 6 + 8, 8 + 8, 9 + 6.
12 – 6, 14 – 7, 12 – 7, 16 – 8.
Задание 3. Учитель: — Крыша дома — тема нашего урока. Нам нужно разгадать ребус. (Слайд.)
Какое слово получилось? (Симметрия.)
Ученик: — Симметрия? Что это?
Это не прозвище,
Это не имя, не злая болезнь,
Это не птица, не зверь, не чудовище,
Нельзя это выпить, нельзя это съесть.
В симметрии множество тайн и загадок,
В ней красота открывается нам.
Симметрия — то, что рождает порядок
Об этом, дружок, ты задумайся сам.
III. Изучение нового материала.
Учитель: — Сегодня на уроке мы научимся видеть симметричные фигуры в окружающем мире и отличать их от несимметричных.
Немного из истории слова.
В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». В переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».
Работа с учебником. Конверт с фигурами.
Учитель: — Что заметили?
Вывод: эти фигуры называют симметричными относительно прямой линии, а прямую линию называют осью симметрии.
IV. «Открытие» детьми нового.
Учитель: — А где мы можем встретить симметрию в природе? (Ответы детей.)
Вы правы, симметрия окружает нас в природе, это бабочки, растения и многое другое, и даже человек. (Слайд.)
Симметричен человек
И увидеть можно:
Глаза два и уха два.
И руки две — точно!
Две ноги и две ноздри,
Щечки улыбаются.
Симметричен человек,
Это всех касается!
Что такое симметрия? Какие предметы называются симметричными?
V. Работа в группах. Объяснение приемов работы.
Учитель: — Сегодня мы станем на время исследователями. Каждый из вас проведет свой мини-эксперимент. Перед вами на столах лежат конверты с разными фигурами. Давайте исследуем квадрат. Симметричен ли он? (Да.) Докажите! (Если перегнуть квадрат пополам, то две половины совпадут.) Сколько осей симметрии у квадрата? (Четыре.) Теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (Да.) Сколько осей симметрии у прямоугольника? (Две.) А теперь исследуем треугольники. Проверьте, симметричен ли зеленый треугольник? (Да.) Почему вы так считаете? (Если перегнуть его пополам, то обе половинки совпадут.) Сколько осей симметрии у этого треугольника? (Одна.) А теперь проверим оранжевый треугольник. Симметричен ли он? (Нет.) Почему? (При перегибании половинки не совпадают.) Определите, является ли круг симметричной фигурой. А сколько у него осей симметрии? (Много.) Еще в Древней Греции круг считался венцом совершенства. И неслучайно: у него больше всего осей симметрии. (Вывод.)
Учитель: — Какие фигуры мы называем симметричными? (Фигуры, совпадающие при перегибании плоскости по прямой; фигуры, имеющие ось симметрии.) Что такое ось симметрии? (Прямая линия, которая делит фигуру на две одинаковые части.) Как проверить, симметрична фигура или нет? (Перегибанием.) Давайте проверим, правильные ли мы с вами сделали выводы. (Просмотр учебного фильма «Симметрия».)
VI. Повторение изученного. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: — Симметрия есть в цифрах, буквах, словах, а также в национальных узорах. Издавна узбекский народ славится своим гостеприимством. К кому бы вы ни зашли в гости, вас пригласят попить чай и поставят на стол красивую посуду с узбекским орнаментом «Пахта». Используя знания о симметрии, украсьте ляган красивым узором. (Слайд.) Возьмите белый лист бумаги, сложите его пополам, по шаблону нанесите рисунок, чтобы после вырезания у вас получилась хлопковая коробочка. Далее украшаем ляган и чайник. (Шаблоны в конверте.)
VII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: — Вам понравился наш математический дом? Что понравилось? Чему вы научились? Что такое симметрия? (Ответы детей.)
Давайте попробуем оценить свою работу на уроке. (Слайд.)
Дети оцениваются медалями за активность. (Слайд.)
VIII. Домашнее задание: по учебнику; по желанию — составить свой симметричный узор, орнамент на бумаге в клетку.
З.КАГОЛКИНА,
учитель общеобразовательной школы № 20 Бостанлыкского района.
Ташкентская область.