Ученье – свет
Тема: «Частица как служебная часть речи. Разряды частиц».
Цели урока: образовательная — рассказать о частице как о части речи, ее отличии от других служебных и самостоятельных частей речи, роли формообразующих и смысловых частиц, познакомить с разрядами частиц, выявить знания учащихся по пройденным темам; развивающая — развивать самостоятельное и логическое мышление, память, внимание, устную речь, пополнить словарный запас, учить использовать на практике полученные знания; воспитательная — формировать интерес к другим темам (связь с другими предметами).
Тип урока: комбинированный.
Методы: работа по таблицам, в группах.
Оборудование: учебное пособие, раздаточный материал, таблицы, карточки.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Ученики делятся на три команды. (На доске — таблица, в которой будут отмечаться достижения команд.)
Речевая разминка. «Доскажи пословицы» (слайд):
Не сиди сложа руки, не … (будет скуки). Семеро одного … (не ждут). Не спеши языком, торопись … (делом). Не родись красивым, а … (родись счастливым). Не рой яму другому, сам … (в нее попадешь). Слово не воробей, вылетит … (не поймаешь).
Блиц-опрос. Вопросы на повторение (слайд).
Учитель: — Чтобы определить тему урока, проведем лексическую работу. К данным словам надо подобрать антонимы и записать в столбик. Затем прочитайте сверху вниз первые буквы второго столбика (слайд):
родной — чужой
неряшливый — аккуратный
горький — сладкий
светлый — темный
ложный — истинный
разбитый — целый
пассивный — активный
Учитель: — В начале урока мы работали с пословицами. Догадайтесь, что их связывает? (Отрицательные частицы.)
III. Объяснение нового материала. (Слайд.)
Работа по таблице.
Работа по учебнику.
Определить разряд частиц: бы, не, именно, что за, ни, только, пускай, давай, разве, все-таки.
IV. Закрепление.
Музыкальная минутка.
Самостоятельная работа в тетрадях:
Он вел себя, как ни в чем не бывало. От него не было ни слуху ни духу. Ни за что на свете я в это не поверю. Во что бы то ни было мы должны закончить эту работу.
Работа по карточкам.
1. Составить предложения с данными частицами: давай, пусть, бы.
2. Определить разряд частиц в данных предложениях:
Друг не мог не помочь мне. Давайте жить дружно. Что за прелесть эти сказки!
3. Распределить слова по частям речи и раскрыть скобки:
(ни) где, (не) много, (не) легкий, (не) вежество, (не) верный, (не) виноват, (ни) как, (не) далекий, (ни) что, (ни) когда.
V. Подведение итогов. Выставление оценок учащимся с комментированием.
VI. Домашнее задание.
Ильхом БАЙМУРАТОВ,
учитель общеобразовательной школы № 19 Термезского района.
Сурхандарьинская область.