О принадлежности предмета
Тема: «Как сказать о принадлежности предмета».
Цели: образовательные — познакомить с употреблением существительных в родительном падеже для обозначения принадлежности предмета, организовать работу в группах, через наглядную семантизацию раскрыть смыл принадлежности предмета; развивающие — формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже, развивать навыки употребления родительного падежа существительных, прилагательных и местоимений при указании на принадлежность предмета, умение правильно составлять словосочетания и предложения на русском языке, формировать навыки аналитического мышления, делать выводы; воспитательные — воспитывать аккуратность, вежливость, наблюдательность.
Тип урока: урок восприятия нового материала.
Методы: частично-поисковый, работа в группах, презентация, «скелет рыбы».
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, плакаты, маркеры, листы А3 и А4, иллюстрации по теме.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: — Сегодня мы продолжим знакомство со словами, которые употребляются в родительном падеже, узнаем, какой смысл передают существительные в родительном падеже. Работая сообща, в группах, вы выполните задания, пополните свой словарный запас.
Ученики делятся на группы: «Звездочка», «Домик», «Листики».
II. Актуализация знаний.
Учитель: — После каждого ответа вы будете получать жетоны: «Молодец», «Хорошо», «Будь внимателен!». В конце урока подведем итог, группа-победитель получит номинацию «Знатоки», а остальные награждаются в номинациях — «Самая внимательная группа» и «Умники».
Блиц-опрос по предыдущим темам «Проверь себя!». Правильно говорить об отсутствии предмета. (Например: У Азизы есть свободное время. — У Анвара не бывает свободного …)
Учитель: — Вспомните, какие слова вы использовали в речи? (Слова, характеризующие отсутствие предметов.)
Таблица «Запомните!»: окончания имен прилагательных и местоимений в родительном падеже.
III. Объяснение нового материала.
Учитель: — Когда мы указываем на отсутствие кого-либо, чего-либо или характеризуем отсутствующий предмет, то используем слова в родительном падеже. Раскройте еще одно значение этого падежа. Мы будем говорить о принадлежности предмета.
Таблица «Запомните!»: окончания существительных в родительном падеже со значением принадлежности.
Наглядная семантизация: словарная работа.
При помощи мультимедийного приложения учащиеся слушают и наблюдают за объяснением новой темы.
Первичное восприятие. На экран проецируется стихотворение. Учащиеся знакомятся с новыми словами: клюшка, ракетка, удочка, тельняшка, рыбак.
Чтение текста по цепочке учащимися. Запись слов в тетрадях. Чтение диалога по ролям.
IV. Закрепление. Задания:
1. Письменно ответьте на вопросы, используя словосочетания в нужной форме (выполняется на основе упражнения из учебника).
2. Заполните кластеры по ключевым словам:
Презентации групп (регламент).
Использование технологии «скелет рыбы».
V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.
Рефлексия.
VI. Домашнее задание: упражнение — письменно; выучить стихи, пословицы.
Д.БАЙМАТОВА,
учитель общеобразовательной школы № 6 города Янгиюля.
Ташкентская область.