Природа и мы
Тема: «Решение задач и примеров. Закрепление. Охрана природы».
Цели: образовательные — совершенствовать умение учащихся решать составные задачи на нахождение суммы и на кратное сравнение; закрепить навыки сравнения выражений, знания таблицы умножения и соответствующих случаев деления; рассмотреть экологические правила, которым должны следовать люди; развивающие — развивать логическое мышление, мелкую моторику, речь, внимание, умение оценивать свою деятельность, делать выводы и обобщения; воспитательные — воспитывать бережное отношение и любовь к природе, взаимоуважение, аккуратность, способствовать формированию бережного отношения к здоровью.
Оборудование: дидактический раздаточный материал, иллюстрации животных (жаба, рак, еж, рыба), карточки с разноуровневыми заданиями, запрещающие знаки поведения в природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация.
Учитель: — Сегодня у нас необычный урок — мы совершим путешествие в удивительную страну. В путешествие с нами попросился Незнайка. Само его имя говорит о том, что он многого не знает. И думаю, что мы сможем рассказать ему много интересного. А что это за чудесная страна и как она называется, мы узнаем, если выполним задание.
III. Актуализация знаний.
Учитель: — У вас на столах — карточки с числами. Ваша задача, найти числа, которые делятся на 5, и расположить их в порядке возрастания. Какой признак помогает без вычисления найти числа, которые делятся на 5? Если вы правильно выполнили задание, на обратной стороне карточек даны буквы, из них должно получиться название чудесной страны, в которую мы отправимся в путешествие. (Природа.) А что мы относим к понятию «природа»? (Это реки, леса, поля, растения, звери, птицы.) Молодцы.
Но где же Незнайка? Пока мы с вами выполняли задание, он, наверное, убежал вперед. Мы должны его догнать, ведь он ничего не знает и может навредить этой стране.
IV. Постановка цели урока.
Учитель: — Препятствиями в путешествии будут разные задания. С какой целью на уроке математики мы решаем примеры и задачи? (Ответы детей.) Задачи нужны для развития логики и мышления, а примеры — чтобы быть математически грамотными.
V. Закрепление.
— И вот мы уже в лесу. Перед нами речка. Похоже, что Незнайка здесь уже побывал. Как вы думаете, почему? (Он набросал в речку мусор.) Мы должны это исправить. Но чтобы очистить реку от мусора, надо правильно выполнить задание.
Карточка 1: поставить знак «>», «<» или «=».
Учитель: — Вы верно выполнили задание, можем очистить речку от мусора. Какое правило поведения в природе забыл Незнайка? (Нельзя засорять водоемы.) И для всех остальных, не знающих правило, мы поставим знак. Он запрещающий. Почему? (Знак перечеркнут линией, которая означает запрет.)
Пока река была загрязнена, все жители из нее убежали. Нужно вернуть их обратно. Какое животное не вернется в реку? (Слайд.) Найдите лишнее и объясните, почему? (Ёж — это зверь, живет на земле, а остальные — жители водоема.)
Физкультминутка.
Только в лес мы все зашли —
Появились комары,
Руки вверх — хлопок,
Руки вниз — хлопок.
(Ходьба на месте с подниманием рук вверх, хлопок, опускание.)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем,
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
(Ходьба на месте на внешней и внутренней сторонах ступней с покачиванием.)
Снова дальше мы идем.
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз — два, раз — два,
Позади уже вода.
(Прыжки с ноги на ногу, по «камешкам».)
Учитель: — Ой, смотрите: гнездо лежит, а в нем птенцы. Как вы думаете, кто здесь побывал? (Незнайка.) Мы должны помочь птенцам вернуться обратно. И для этого еще одно задание.
Карточка 2: задача. В первом гнезде — 3 птенца, во втором — в 2 раза больше, чем в первом. Сколько птенцов в двух гнездах?
Анализ задачи. О чем говорится в задаче? Где сидели птенцы? Сколько птенцов было в первом гнезде? Сколько во втором? Какой вопрос задачи? Можем ли мы сразу ответить на него? Каким действием это можно узнать? Зная количество птенцов во втором гнезде, можем ответить на главный вопрос задачи? Каким действием? Во сколько действий задача? Что найдем первым и вторым действием? (Один ученик работает у доски, остальные — на индивидуальных карточках.)
Учитель: — Подумайте, что сделал Незнайка неправильно. (Он из гнезда забрал птенцов и уронил гнездо с ветвей дерева.) Какой запрещающий знак мы можем поставить на этом месте? (Не разоряйте гнезда.)
Смотрите, а вот и наш «герой», наконец-то мы его догнали. Но что он делает? (Он рвет на поляне цветы.) И тут мы не успели уберечь природу. Но помочь ей необходимо. Цветов Незнайка сорвал много, поэтому и задание будет не одно. Чтобы справиться с ними быстрее, разделимся на две группы. У кого на парте красный треугольник, решат задачу, помеченную треугольником того же цвета, у кого синий — соответствующую.
Карточка 3: задачи.
1. В 4 букетах — 28 ромашек. Сколько таких же букетов можно составить из 56 ромашек, если в каждом букете одинаковое количество цветов?
2. В день рождения Кате подарили 3 букета по 3 розы в каждом и 2 букета по 5 гвоздик в каждом. Сколько всего цветов подарили Кате?
Учитель: — Почему Незнайка совершил ошибку, нарвав цветы? Какой запрещающий знак необходимо поставить нам на поляне? (Не рви цветы.)
Вот мы и объяснили Незнайке некоторые законы поведения в природе. А вы соблюдаете их, когда приходите к природе в гости?
VI. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: — Понравилось вам путешествие? Какие у вас были трудности при решении задач и примеров? Какие законы мы должны знать, идя в гости в чудесную страну «Природа»? Нам осталось сделать так, чтобы поляна снова зацвела. У вас на столах цветки трех цветов. Если вы оцениваете свою работу на «5», возьмите цветок красного цвета, «4» — синего, «3» — желтого. Давайте прикрепим все цветы на поляну. Цветков какого цвета больше? (Красных цветов.) Вывод — сегодня на уроке мы хорошо поработали. Дома прошу вас подумать и нарисовать, какие еще запрещающие знаки можно было бы расставить в нашей чудесной стране.
Роза МАТЧАНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 10 Хивинского района.
Хорезмская область.