И помнит мир спасенный!
Тема: «И помнит мир спасенный!..»
Цели: образовательные — выявить ведущие темы и мотивы лирики военного времени, обобщить знания о творчестве К.Симонова при анализе стихотворения «Жди меня», прививать интерес к творчеству Ю.Друниной на примере женского восприятия войны в стихотворении «Зинка», обогащать лексические знания; развивающие — развивать навыки выразительного чтения, монологической речи, мышление; воспитательная — воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: урок-обобщение с элементами интеграции.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, портреты поэтов, «почтовый ящик», письма «Жди меня», видеоролик.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление целей и задач урока. (Слайд.)
Эпиграф урока: «О войне не надо забывать. О войне стоит говорить».
II. Актуализация знаний.
Учитель: — В чем заключается символика вечного огня? Почему в больших городах, на площадях и в парках он не гаснет? (Ответы учащихся.) Огонь — это символ памяти. Через века, года, поколения он будет гореть вечно, чтобы люди не забывали, а помнили и донесли эту память своим детям, внукам и правнукам. Когда началась война, среди тех, кто ушел на фронт, были поэты, писатели, художники, музыканты. Сегодня мы с вами поговорим о поэтах того времени. (Слайд.)
На доске написаны темы и образы лирики военных лет: «Любовь и верность», «Разлука», «Семья», «Возвращение домой», «Дружба и преданность», «Боевые сражения», образ женщины на войне и Родины.
1. Учитель: — Сегодня мы с рассмотрим две темы: «Любовь и верность» и образ женщины на войне.
В творчестве К.Симонова тема войны занимает особое место. Его стихи знали все, на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, солдаты переписывали их друг у друга и пересылали в письмах. В те годы не было человека, который не знал бы его стихотворений. Именно ему принадлежит прекрасное стихотворение, ставшее народным, — «Жди меня». (Слайд.)
2. Опрос по домашнему заданию.
Перекличка. Два ученика — он в военной форме и она, с накинутым на плечи платком, сидят в разных концах класса и пишут друг другу письма, произнося вслух слова.
Она: — Дорогой мой! Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.
Он: — Я с тобой, мой друг! Разве ты не чувствуешь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое, ласковое, хочу и не могу! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твое последнее письмо, сразу сделалось теплее, даже руки отогрелись.
Она: — Какое это счастье — получить твое письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтобы увидеть тебя, обнять! Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя! Пусть моя любовь поможет тебе!
Он читает стихотворение К.Симонова «Жди меня» (с последними строками подходит к почтовому ящику и опускает письмо).
Она читает ответное стихотворение:
Жду тебя, хороший мой,
Очень крепко жду.
Жду уральскою зимой,
Жду весной в цвету.
Жду тебя, и дни бегут,
Гаснут вечера.
И со мною вместе ждут
Все, кто ждал вчера.
Снятся мне твои черты,
Где же ты теперь?
Жданный мой, когда же ты
Постучишься в дверь?
Верно, ты придёшь опять,
Ласковый, родной.
Милый, я умею ждать,
Как никто другой!
(Читая последние строки, подходит к почтовому ящику и опускает письмо. Слайд.)
Учитель: — Авторы этого стихотворения сумели показать, что есть женщины, которые любят, ждут, надеются и верят в скорую встречу с любимым человеком. Стихотворение «Жди меня» сразу завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. (Слайд.)
3. Анализ стихотворения.
Композиция. (Ответы учащихся.) Жанр: это послание, потому что оно обращено к конкретному лицу — актрисе Валентине Серовой. Все стихотворение читается как письмо с фронта любимой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь — жди, которое повторяется много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины зависит победа. Стихотворение состоит из трех частей, каждая строфа начинается словами «Жди меня, и я вернусь…» — это главная мысль произведения.
4. Работа в группах.
Первая строфа говорит об ожидании. (Учащиеся 1-й группы находят в тексте эпитеты и антитезу: желтые дожди, снега, жара, других не ждут, позабыв вчера.)
Вторая строфа — не от первого лица, слово «жди» звучит как приказ на фронте, который не обсуждается (2-я группа).
Третья строфа звучит как гимн любви (3-я группа.)
5. Метод «Серебряный дождь». Обобщение по творчеству К.Симонова.
(На «капельках дождя» с обратной стороны записаны вопросы. Учащиеся, выбрав вопрос, отвечают на него. Привлекаются пассивно работающие учащиеся.)
Найдите антитезу в первой части стихотворения. Какие цвета использует автор в стихотворении?Композиция стихотворения «Жди меня». Сколько раз глагол «жди» встречается в первой части стихотворения? О чем стихотворение К.Симонова? Кому посвящается стихотворение «Жди меня»? Где был напечатан первый сборник стихотворений К.Симонова о войне? В каком году? (г.Ташкент, 1942 г.) Где и в каком году сняли художественный фильм «Жди меня»? (1943 г., г. Алма-ата, Казахстан.) Нравится ли вам это стихотворение? За что? Кто играл главную женскую в кинофильме «Жди меня»?
6. Выводы по домашнему заданию.
Учитель: — О чем же это стихотворение? О любви к женщине, которая умеет ждать. (Слайд.)
III. Новая тема. Образ женщины на войне.
1. Работа с незнакомым текстом.
Учитель: — Во все века женщине поклонялись художники и поэты, музыканты и композиторы. (Учащиеся называют известных миру женщин: Мону Лизу, прекрасную Лауру и др.) Представляете ли вы женщину на войне? Какова ее роль в жизни? (Ответы учащихся.) Подберите ассоциации к словам война и женщина (у доски: мальчики — к слову «война», девочки — «женщина»):
война — смерть, слезы, зло, кровь, огонь, взрывы, оружие.
женщина — боль, мать, дочь, бабушка, любовь, красота, добро, дом, семья.
Вопрос классу: — Совместимы ли понятия «женщина» и «война»? Сформулируйте цель урока, о чем мы будем говорить?
2. Инсценирование. К доске выходят две девочки-«санитарки» (на головах — косыночки с красным крестом) и инсценируют стихотворение Ю.Друниной «Зинка» (чтение наизусть в форме диалога).
Учитель: — Что вы поняли и почему стихотворение называется «Зинка», а не Зина или Зинаида? (Ответы учащихся.) Это стихотворение написала Ю.Друнина, посвятив его близкой подруге Зинаиде Самсоновой, совершившей подвиг. (Слайд.)
Знакомство учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Ю.Друниной. (Учащиеся читают биографию со слайдов и комментируют.)
3. Словарная работа (слайд): захолустье — …, потрепанный батальон — …, затишье — …, хата — …, квашня — …
4. Работа в группах с раздаточным материалом (стихотворение «Зинка» разделено на части): чтение стихотворения по группам (сопровождается показом слайдов и комментируется).
5. Анализ стихотворения.
Первая часть построена в форме диалога. (Зинка обращается к Юльке, светлая грусть.) Учащиеся находят эпитеты: разбитая ель, гнилая земля, яблочное захолустье, беспокойная дочка, светлокосый солдат.
Вторая часть — страшное лицо войны (шли без митингов и знамен, потрепанный батальон, черная рожь, смертные рубежи, посмертная слава, в бинтах кровавых, светлокосый солдат).
Третья часть — безысходная тоска, монолог, обращенный к погибшей подруге и к самой себе.
Учитель: — В каких частях стихотворения мы видим образ женщины? (Слайд.)
IV. Закрепление.
1. Учитель: — Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие? (Позиция патриота, гражданина.) Что такое Родина для вас? (Ответы учащихся.) Что такое малая родина для Зинки? (Найти в стихотворении.)
2. Просмотр видеоролика «Зинка» в исполнении актрисы А.Алехиной.
3. Выводы по изученному. Ответы учащихся.
(Ученица читает стихотворение Ю.Друниной «В мир приходит женщина …». Слайд.)
4. Слово учителю истории (интеграция): тема «Вклад Узбекистана в победу во Второй мировой войне». (Слайды.)
V. Рефлексия. Обсуждение наиболее запомнившихся этапов урока. Выставление и комментирование оценок.
Учитель: — Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье и независимость Родины. Это была народная война, даже если и не весь народ был на фронте. Война, которую почувствовал каждый живущий в то время человек.
В завершение урока класс встает и выразительно читает стихотворение Р.Рождественского «Реквием», исполняет песню «Бухенвальдский набат». (Слайд.)
VI. Домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихотворения Ю.Друниной «Зинка», написать письмо ветерану.
Подготовила
Марвар ШАРАФУТДИНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 30 города Бухары.