В познании — развитие личности
Тема: «Уткир Хашимов «Дорожное происшествие».
Цели: образовательная —познакомить с жизнью и творчеством Уткира Хашимова; развивающая — развивать логическое и самостоятельное мышление, внимание, речь, память; воспитательная — воспитывать духовные и нравственные качества.
Тип урока: усвоение нового материала.
Метод урока: интерактивный.
Оборудование: портрет писателя, фотографии города Ташкента, мультимедийная презентация, песня «Сияй, Ташкент, звезда Востока».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Разговорная разминка.
Учитель: — Столица нашей Родины — … (Звучит песня о Ташкенте, слайд.) Символы Республики Узбекистан — … Какие праздники отмечаются весной в Узбекистане? Как вы понимаете название 2019 года? Как вы думаете, почему наш урок начался с разговора об
Узбекистане?
III. Объяснение нового материала.
Учитель: — Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве узбекского писателя второй половины ХХ века Уткире Хашимове.
Сообщение учащихся о жизни и творчестве писателя.Учитель знакомит учеников с рассказом «Дорожное происшествие».
Словарная работа: происшествие — событие, нарушившее обычный ход вещей; аспирант — тот, кто готовится к научной деятельности при высшем учебном заведении или в научном учреждении; аспирантура — подготовка, которую проходят аспиранты.
IV. Закрепление.
1. Тесты о жизни и творчестве Уткира Хашимова:
1) Где родился У.Хашимов?
а) В Самарканде; б) в Ташкенте; в) в Бухаре; г) в Коканде.
2) В какой семье родился писатель?
а) В семье врачей; б) в семье рабочих; в) в семье учителей; г) в семье фермеров.
3) Какой факультет он окончил?
а) Математический; б) иностранных языков; в) журналистики; г) филологический.
4) Был главным редактором какого издания?
а) Газета «Темирйулчи»; б) журнал «Шарқ юлдузи»;
в) газета «Тошкент ҳақиқати»; г) газета «Знамя труда».
5) Произведения каких писателей переводил на узбекский язык У.Хашимов?
а) Э.Хемингуэя, К.Симонова, А.Куприна, О.Берггольц;
б) А.Пушкина, К.Симонова, А.Куприна, О.Берггольц;
в) Э.Хемингуэя, М.Лермонтова, А.Куприна, О.Берггольц;
г) Э.Хемингуэя, К.Симонова, Н.Некрасова, О.Берггольц.
2. «Мозговой штурм» по произведению У.Хашимова «Дорожное происшествие».
Почему рассказ называется «Дорожное происшествие»? Кто герои рассказа? Как прожила свою жизнь тетушка Фазилат? О чем она мечтала? В ком видела отраду и надежду своей старости? Каким был Хуршид? Где работал и учился? Доволен ли он был своей жизнью? Какие отношения были у тетушки Фазилат с невесткой? Почему? Почему тетушка Фазилат редко бывала в гостях у сына? Какие отношения были у Хуршида с Назирой? Почему Хуршид не смог отвезти мать домой? О чем он переживал? Что понял Хуршид во время случайного дорожного происшествия? О чем рассказ Уткира Хашимова «Дорожное происшествие»? Чему учит это произведение?
3. Охарактеризуйте тетушку Фазилат, Хуршида и Назиру.
V. Обобщение. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: ответить на вопросы по произведению, составить характеристику главных героев.
Елена КОСТИНА,
учитель общеобразовательной школы № 20 города Коканда.
Ферганская область.