«Отечество он славил и любил»
Тема: «Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии».
Цели: образовательная — познакомить учащихся с исторической эпохой, в которой жил и творил великий русский поэт; развивающие — мотивировать к изучению творчества Пушкина, заинтересовав личностью поэта-лирика, расширить словарный запас учащихся; воспитательные — прививать любовь и интерес к поэзии Пушкина, воспитывать уважение к историческому прошлому, великим личностям русского народа.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации, книжная выставка произведений поэта, слайды, музыкальное оформление.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: — Сегодня у нас урок-знакомство с великим представителем не только русского народа, но и всего человечества — А.С.Пушкиным, поэтом-лириком, который жил и творил в XIX веке. Наше занятие пройдет в форме соревнования между двумя командами на знание его биографии и творчества.
II. Интеллектуальное состязание.
1-й тур. «Знаете ли вы биографию Александра Сергеевича Пушкина?»
Члены каждой команды зачитывают отрывки биографии Пушкина, написанные на карточках в случайном порядке, а остальные ученики располагают их в хронологической последовательности.
2-й тур. Творческая выставка.
Оценивание заранее подготовленных каждой командой рефератов, слайдов, рисунков к произведениям Пушкина, портретов поэта.
Ведущий: — 6 июня исполняется 220 лет со дня рождения великого русского поэта — Александра Сергеевича Пушкина, основоположника новой русской литературы, а он все также жив в сознании читателей и дорог всем, кто прикоснулся к его наследию. Каждое поколение заново открывает для себя мир его поэзии. Пушкин для каждого возраста свой, и для всех — вечный источник радости и вдохновения. Он учит принимать и любить жизнь во всей ее полноте, с радостями и страданиями, событиями и размышлениями.
3-й тур. Конкурс чтецов.
Стихотворения для выступления учащиеся подбирают самостоятельно. Оценивание каждого выступления приносит в копилку группы дополнительные баллы.
Ведущий: — Какой была юность А.С.Пушкина?
Ученик: — Пушкин рано научился читать и полюбил книги. Семья Пушкиных принадлежала к самой образованной части общества. Будущий поэт часто заходил в библиотеку отца и много читал. В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Они говорили о музыке, искусстве, литературе, а маленький Саша сидел где-нибудь в углу и слушал. Он уже тогда мечтал стать поэтом. Семи лет он написал по-французски комедию и сам разыграл ее. В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Педагоги поощряли литературное творчество будущего поэта.
4-й тур. Конкурс инсценировок. Каждая команда показывает инсценировки по произведениям А.С.Пушкина.
5-й тур. Конкурс рисунков. Каждая группа рисует на подготовленных ватманах рисунки к сказкам Пушкина.
6-й тур. «Вопрос—ответ». (О жизни и деятельности А.С.Пушкина.)
Где и когда родился А.С.Пушкин? Расскажите о его родителях. Какое он получил воспитание? Когда в нем пробудилась любовь к чтению книг? Где учился будущий поэт? Какие произведения А.С.Пушкина вы читали? И т.д.
Ведущий: — Подытожить наше знакомство с творчеством А.С.Пушкина хотелось бы его словами:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
III. Подведение итогов. Награждение команд.
IV. Домашнее задание: выучить стихотворения А.С.Пушкина.
Гуллола АБДУЛЛАЕВА,
учитель общеобразовательной школы № 20 Избасканского района.
Андижанская область.