Путешествие в прошлое
Тема: «Роман А.С.Пушкина «Дубровский».
Цели: образовательные — формирование внимательного отношения к детали в художественном произведении, понимания ее роли в идейно-образной структуре, проверка знания художественного произведения, степени овладения литературоведческим аппаратом; развивающие — развитие мыслительно-речевой активности учащихся, умений обобщать и логически верно излагать свои мысли, творческих способностей, коммуникативных навыков; воспитательные — развитие системы ценностных отношений к русской литературе, воспитание бережного отношения к слову автора и ответственного отношения к собственной речи, совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Оборудование: компьютер, моноблок, слайды, дидактический и раздаточный материал.
Тип урока: урок-презентация.
Методы: метод критического мышления, работа в парах, геймификация, демонстрационный, словесный, исследовательский, эвристический, моделирование.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: — Ребята, сегодня вас ожидает путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский». Вы сможете показать не только свои знания, но и любовь к русскому слову.
II. Словарная работа.
В конвертах — нарезки из определяемого слова и определения к нему, учащиеся должны сопоставить понятие с его определением. Работа в группах.
Соотнесите в конвертах слова и определения к ним:
подобострастие — льстивость, покорность; заседатель — служащий суда, помощник судьи; купчая — законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде, документ на приобретенное, купленное имущество; кадетский корпус — закрытое военное училище для детей дворян; ассигнации — бумажные деньги; холоп — крепостной человек, раб, слуга; стремянный — конюх; гувернер — воспитатель, надзиратель за детьми; стряпчий — чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела; исправник — начальник уездной полиции; плетью обуха не перешибешь — невозможно, бесполезно противостоять силе, власти; гол как сокол — страшно беден, ничего не имеет.
Проверка: по одному понятию с каждой группы.
III. Порассуждаем.
— Что обозначает словосочетание «благородный разбойник»?
Словосочетание «благородный разбойник» оксюморонного типа.
Оксюморон — контрастное сочетание противоположных по значению слов, сочетание несочетаемого (например: живой труп, горячий снег).
IV. Работа с раздаточным материалом: учащиеся записывают последовательность событий. Команды меняются листочками и проверяют друг друга.
Восстановите последовательность эпизодов в романе:
1. Обед у Троекурова. 2. Первое свидание Маши и Дубровского.
3. Троекуровы в гостях у Верейского. 4. Письмо Маши князю Верейскому.
5. Саша прячет кольцо в дупле. 6. Дуб-ровский останавливает карету князя Верейского. 7. Ссора Дубровского и Троекурова. 8. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 9. Суд. 10. Возвращение В.Дубровского в родную Кистеневку. 11. Похороны Андрея Гавриловича Дуб-ровского. 12. Пожар.
V. Кто и кому писал эти письма? Каждая команда по очереди дает свой ответ.
«Я до тех пор не намерен приехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною…» (Дубровский — Маше.)
«…доложить о здравии папенькином! Он ведь плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое…» (Маша — князю Верейскому.)
«Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностью сетовала на разлуку и призывала его домой…» (Арина Егоровна Бузырева — Дубровскому-сыну.)
«Вечером в 10 часов на прежнем месте». (Дубровский-отец — Троекурову.)
«…она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности…» (Мать Дубровского — отцу Дубровского.)
VI. «Дубровский» в цифрах. Каждая команда по очереди дает свой ответ.
Сколько душ было у Дубровского? (10000.)
Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? (23.)
Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (70.)
Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (3000.)
VII. Установите соответствие.
Работа с раздаточным материалом. Команды меняются листочками и проверяют друг друга.
1. «Мы на свое житье... благодаря Бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее, и теплее». Маша Троекурова.
2. «Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать а Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю...». Андрей Дубровский.
3. «Я не слыхивал о медведе, но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения». Шабашкин.
4. «Нет, нет, лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Псарь Парамошка.
5. «Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен... Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное». Дефорж.
6. «А это значит, что мы приехали вводить во владение сего Кириллу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову». Арина Егоровна Бузырева.
VIII. Геймификация. Викторина с подсказками.
Где находилось имение Дубровского? — СВАККИЕЁТН. (В селе Кистенёвка.)
Что делал мальчик, посыльный Дуб-ровского в саду Троекурова по его собственным словам? — ЛКАР АМУИЛН. (Крал малину.)
Кто написал письмо Владимиру Дубровскому о болезни его отца? — ЯСТААР АНЬКЯН. (Арина Егоровна Бузырева, старая нянька Владимира.)
Кого спас кузнец Архип на пожаре? — УШККО. (Кошку.)
На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна? — АФООППНРТРЕИ. (На фортопиано.)
IX. Кроссворд-эрудит.
Каждой группе выдается шаблон кроссворда и нарезки из горизонтальных и вертикальных ответов (разного цвета). Учащимся предлагается наклеить правильные ответы в нужные ячейки (вопросы учащиеся видят на моноблоке). После завершения обмениваются кроссвордами и проверяют друг у друга, сравнивая с ответами на моноблоке.
X. «Билетик на выход» («Сингапурская методика»).
Раздаточный материал — «билетики». Раздаются в конце урока. С лицевой стороны учащиеся указывают ФИО, с другой — отвечают на предложенный вопрос («Сегодня мне понравилось…»). При выходе учащиеся отдают «билетики» учителю.
XI. Домашнее задание: написать эссе «Благородный человек — это…».
XII. Резерв урока: описать Дубровского с помощью синквейна.
Марина ЧИРКОВА,
учитель негосударственного образовательного учреждения «Сехриё» Алмазарского района.
Город Ташкент.