Составляем генеалогическое древо
Семья — это основная среда развития человека, она определяет многое в его жизни, это его маленькая Родина, где формируются основополагающие патриотические качества. Жизнь каждой семьи — это часть жизни страны.
Генеалогическое древо является одной из реликвий в семье: ничего не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Предлагаемый учебно-воспитательный проект может быть реализован в школе как внеклассное мероприятие, а также в рамках учебного процесса на занятиях по биологии, при изучении раздела генетики. Проект имеет воспитательное значение, как один из элементов формирования духовно-нравственных ценностей личности. Он позволяет сформировать у подрастающего поколения представление о принципах составления родословного древа и такие понятия, как «род», «семья», «родные», «близкие», «семейные обязанности», что немаловажно в укреплении отношений между детьми и родителями, а также расширить возможности познания истории своей семьи и ее традиций. Составление генеалогического древа способствует формированию уважения к истории своих предков и воспитывает любовь к членам своей семьи. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Знать свою родословную всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.
Данный проект также имеет важное образовательное значение, как один из элементов формирования естественно-научной грамотности. При составлении генеалогического древа формируются научно-исследовательские способности (работа с литературой разного характера, умения анализировать, выделять главное, планировать свою деятельность, выдвигать предположения, проводить исследования, делать выводы и т.д.). Кроме того усваиваются законы наследования генетики человека, генеалогический метод позволяет проследить наследование нормальных или патологических признаков среди близких и дальних родственников. Это позволяет осуществить генетическую профилактику (предупреждение рождения больного ребенка) наследственных болезней.
По данным Всемирной организации здравоохранения известно около 10 тысяч наследственных заболеваний, их изучением также занимается медицинская генетика. Для диагностики наследственной патологии в медицинской генетике применяется генеалогический метод. Он является доступным и информационным, дает возможность установить наследуемый характер заболевания, тип передачи дефектного гена, проследить возможный риск его проявления у близких родственников.
Данный проект побуждает задуматься о традиции близкородственных браков, распространенных среди некоторых слоев населения. Родственники имеют похожие гены и мутации. Дети родственников с большей вероятностью могут получить один и тот же дефект. В связи с этим нужна активная разъяснительная работа, так как многие находятся в неведении относительно серьезности последствий браков между родственниками. Благодаря данному учебному проекту формируется генетическая грамотность, которая позволит подрастающему поколению принимать правильные и взвешенные решения в жизненно важных вопросах.
Тема проекта: «Наша родословная — наше наследие».
Цель проекта: изучить свою родословную, представить иллюстрацию семейного генеалогического древа в виде творчески оформленной самостоятельной работы.
Задачи проекта: развивать исследовательские навыки, познавательные и творческие способности учащихся в процессе создания собственного генеалогического древа; углубить знания о генетических закономерностях наследования человека.
Приблизительная продолжительность проекта: 4 урока (4 недели, 1 урок в неделю).
Привлекаемые участники: родители.
1. Организационно-учебный этап.
Учитель знакомит с понятиями «род», «семья», «родословная», «генеалогическое древо». Выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы. Акцентируется внимание на практическом применении знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
Формулировка проблемной ситуации, обсуждение проблемных вопросов:
1. Что такое семья?
2. Как вы понимаете термины «родословная», «генеалогическое древо»?
3. Зачем нам знать своих предков?
Выдвигается идея создания индивидуального генеалогического древа своей семьи.
2. Этап обработки и оформления генеалогического древа.
Учащиеся самостоятельно и индивидуально собирают информацию. Учитель консультирует, координирует их работу, обучает методике составления генеалогического древа.
Учащиеся проводят опрос родственников, находят информацию, оформляют свою родословную.
3. Презентация результатов.
Результаты работы оформляются участниками проекта в виде докладов, по итогам организуется выставка. В ходе защиты учащиеся представляют свои проекты, демонстрируя понимание проблемы и способ ее решения.
Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, анализировать свою деятельность.
4. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Каждый участник проекта отмечается грамотой.
Учебный проект мотивирует к изучению родословной и составлению генеалогического древа, что способствует более близкому общению членов семьи, воспитанию уважения к родителям, заботливому отношению к детям, формированию гендерных представлений, воспитанию у подрастающего поколения стремления следовать положительному примеру в своих поступках.
Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром». Поэтому в последние годы начала развиваться система взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов. Необходимо заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности подрастающего поколения. То, что человек получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни, она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и гражданской позиции. В семье воспитание должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере родных и близких. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций является актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и ее традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры
человека.
Л.ЭГАМБЕРДИЕВА,
доцент,
Р.ХАЛИТОВА,
преподаватель. Кафедра «Биология и методика ее преподавания».
Н.ХАСАНОВА,
Х.МУХАМЕДЖАНОВА,
студентки факультета естественных наук.Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами.