Чудеса Лукоморья
Это занятие можно провести как мероприятие в летнем детском лагере.
Тема: «А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила».
Цели: образовательная — познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра — поэма; развивающая — развивать выразительную монологическую речь, фантазию и творчество, интерес к изучению творчества поэта; воспитательная — воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Тип урока: новая тема (интегрированный).
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: картина «Дубы» И.И.Шишкина, листы белой бумаги А3, клей, цветная бумага, пластилин, сухой чай; проектор, презентация, стих-лото, таблица анализа стихотворения, иллюстрации образов героев произведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ротация (деление класса на 3 группы)
Объявление целей и задач урока.
II. Учитель: — Приглашаю вас в сказочное путешествие. Но сначала отгадайте загадку:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей. (Дуб.)
Расскажите, какое это дерево? Можем ли мы отличить его от других деревьев? Какие у него листья? Какого сказочного героя напоминает нам это дерево? (Богатыря.) А богатырь, он какой? (Сильный, могучий.) Посмотрите, как изобразил дубы художник И.И.Шишкин. Что вы видите на картине? (Дубы крепкие, сильные, великаны, озаренные солнцем. Листва зеленая, и трава под дубами тоже зеленая. Через ветви дубов видно чистое голубое небо. Картина солнечная, яркая, светлая.) Предлагаю вам создать образ сказочного дуба. А чтобы ваша работа была действительно сказочной, для вас приготовлен необычный материал. Используйте его при работе.
Работа в группах: 1-я группа работает с пластилином (на листе А3 растирают пластилином крону дерева, а листочки прилепляют отрывным способом), 2-я группа работает с сухим чаем (на крону дерева приклеивают сухой черный чай — ветви, зеленый — листья), 3-я группа работает с сухим чаем и цветной бумагой (крона дерева из сухого чая, ветви, вырезные дубовые листья из цветной бумаги).
Итог: анализ детских работ, отмечаются оригинальность и проявленное творчество, ставятся оценки.
III. Литературное чтение.
Учитель: — Эпиграф нашего занятия: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…» А.С.Пушкин.
Каждой группе предлагаются отрывки из сказок, учащиеся должны назвать произведение А.С.Пушкина (при правильном ответе открывается слайд).
1-й группе дается название «Сказки».
Презентация (слайды: «У лукоморья»; няня Арина Родионовна; дом, где родился Пушкин; родители А.С.Пушкина; Царскосельский лицей; Пушкин сдает экзамен в лицее).
2-я группа читает наизусть стихотворения А.С.Пушкина и получает название «Стихи».
Учитель: — Пушкин входит в нашу жизнь с раннего детства. Его книги есть в каждой семье. Их читают и взрослые, и дети. А какие жанры произведений Пушкина вы знаете? (Обращение к эпиграфу урока.) Что такое поэма?
3-я группа получает название «Поэма».
Учитель: — Сегодня мы познакомимся с новым произведением А.С.Пушкина — поэмой «Руслан и Людмила» (вступление к поэме «У лукоморья дуб зеленый...»).
Словарная работа: лукоморье — дол (долина), витязь — воин, темница — тюрьма; цепь, чудеса, колдун, русалка, леший, Кощей.
Образец чтения текста учителем (слайды).
Комментирование.
IV. Закрепление.
Чтение текста учащимися.
Вопросы: О каком сказочном персонаже говорится в первых строках произведения? Что делает этот персонаж? Какие еще чудеса происходят в этой стране? Каких известных вам сказочных героев вы узнали? В каких народных сказках вы о них читали?
Композиция произведения:
А) состоит из двух частей: 1–6-я строки — вступительные, указывают на время и место события; Б) 2-я часть объемная, много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса.
Самостоятельная работа.
1-я группа — «Стих-лото» (вставить соответствующие картинки), 2-я группа — кластер (работа с карточками — герои произведения).
Учащиеся подписывают под изображением соответствующее название, выходят к доске и прикрепляют его к своему дубу.
3-я группа работает у доски: анализ стихотворения («сильные» учащиеся):
— Как объяснить слова: «Там русский дух, Там Русью пахнет…»? Как нужно читать эти строки?
Этими строками Пушкин выразил любовь к русским народным сказкам. Дуб — это символ мудрости и долговечности на Руси. У него сильные, могучие корни, а корни — это история России, ее народная культура, фольклор.
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: — С каким жанром поэтического творчества вы познакомились сегодня? Что особенно вам понравилось в этом произведении? Каким вы представляете лукоморье? Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что описывали несколько минут назад. Какое чувство вы бы испытали?
«Цветок настроения». На партах лежат лепестки — желтый, оранжевый, зеленый, синий. Учащиеся выбирают лепесток, цвет которого подходит к их настроению, выходят к доске и собирают цветок (по группам).
Комментирование оценок.
Вывод:
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья!
Вот вам подсказки!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
VI. Домашнее задание: выучить новые слова и отрывок из стихотворения, нарисовать понравившийся персонаж.
М.ШАРАФУТДИНОВА,
М.УРАКОВА,
учителя общеобразовательной школы № 30 города Бухары.