Лингвистический аукцион
За неделю до аукциона организаторами оформляется бюллетень «Знаешь ли ты русский язык?», в котором сообщаются разделы языкознания, которые необходимо повторить.
В качестве ведущего выступает педагог (руководитель кружка).
Ведущий: — Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня у нас аукцион, но не обычный, а лингвистический. Всем известно, что аукцион — это публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Предлагаются вопросы по русскому языку. «Покупать» их вы будете за «таланты». У каждого из вас — по пять «талантов». В течение игры вы сможете как увеличить свои «таланты», так и стать банкротом. Решив ответить на вопрос, вы называете цену (1-2 «таланта») и тогда право ответа остается за вами. Если ответ верный, вы получаете дополнительный «талант» к ставке, которую сделали. Если ошиблись, не отчаивайтесь: вы узнаете много нового и проверите свои знания.
Лот № 1. Ответьте на вопросы-шутки, употребив фразеологизмы: Что можно сделать из мухи? Что можно держать за зубами? Что можно бросать на ветер? Что можно взять обратно? Что можно не оставлять на камне? Что хорошо иметь на плечах?
Лот № 2. История русского языка знала такие периоды, когда появление заимствованных слов вызывало резкий протест, иногда противоречащий здравому смыслу. Так, в начале XIX века А.С. Шишков, глава литературного общества «Беседа любителей русского слова», вел непримиримую борьбу со всеми заимствованиями, в том числе и с такими, которые уже стали или становились общепринятыми. Его современники из слов, придуманных «любителем русского слова» для замены иностранных слов, составили шутливую фразу: «Хорошилище грядет по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах». Что означает эта фраза? Прокомментируйте свой ответ. (Франт идет по бульвару из цирка в театр в калошах).
Лот № 3. Знаете ли вы, что старая русская азбука состояла из заглавных букв единого шрифта? Две разновидности букв — прописные (заглавные, большие) и строчные (маленькие) — ввел Петр I в образце азбуки 1710 года. А кто составил старославянскую азбуку? (Старославянская азбука составлена Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей.)
Лот № 4. Когда-то слово НЕДЕЛЯ означало «нерабочий день» (из не + дела). В украинском, болгарском, чешском и других языках и в настоящее время это слово сохранило свое первоначальное значение. Объясните, что значат названия дней недели? (Почти все названия дней недели пришли к нам из славянских языков. Слово воскресение образовано от «воскресать». Понедельник — по неделе, значит: после недели, т. е. воскресения. Вторник — буквально, второй день. Среда — середина, т. е. день, который находится в середине недели. Четверг — означает «четвертый день». Пятница — от общеславянского «пять» — «пятый», т. е. пятый день. Слово суббота заимствовано от старославянского, восходит к греческому «sabbaton», в свою очередь заимствованному из древнееврейского, корень тот же, что и в слове «шабаш» — «отдых, конец работы»).
Лот № 5. Расставьте ударения в словах: квартал, туфля, торты, звонит, ржавея, балуясь, создан, создана, движимый, добрались.
Лот № 6. Объясните фразеологизм: точить лясы. (Долго болтать ни о чем. Лясы — резные столбики перил у крыльца. Сделать их мог только настоящий мастер. Изначально выражение «точить лясы» означало «вести изящную, как лясы, беседу».)
Лот № 7. Вспомните окончания известных пословиц: Что посеешь…Готовь сани летом…Взялся за гуж…По одежке встречают…Не плюй в колодец …Все хорошо…
Лот № 8. Объясните значение частей сложных слов: анти-, авто -, гео-, био-, зоо-, теле-, микро-. Приведите примеры слов с этими элементами.
Лот № 9. Расшифруйте сложносокращенные существительные: СНГ, ТЮЗ, ООН, ВУЗ, КВН.
Лот № 10. Назовите 5 нео-логизмов, которые образовались в течение последних лет.
Подведение итогов.
Замира НУРМАНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 21 города Ангрена.
Ташкентская область.