Математический форт-боярд
Цели: закрепить знания, полученные на уроках математики, развивать познавательный интерес, побуждать учащихся к творческому поиску и логическим размышлениям, раскрытию своего творческого и спортивного потенциала, воспитывать «чувство локтя» и дружбы.
Правила игры.
Соревнуются пять команд по 6 человек. Команды получают карту с маршрутом, в которой указаны 7 «башен», где каждая команда должна выполнить физкультурное задание (2 минуты), после чего получает ключ к математическому заданию. Выполнение математического задания (5 минут) оценивается по 5-балльной шкале, оценка выставляется в карте около значка башни. После выполнения задания команда двигается к следующей башне согласно маршруту. После того, как команды пройдут все испытания, жюри подводит итоги, подсчитывая баллы (вписанные в карту и за ключи (1 ключ — 1 балл)) и учитывая скорость прохождения маршрута. Объявляют результаты, команды получают возможность забрать из сундука столько шоколадных «монет», сколько баллов набрано в течение игры. Команда, первая закончившая все испытания и набравшая больше всех баллов, считается победителем.
Награждение: команды, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, награждаются медалями и грамотами, остальные получают грамоты участников викторины.
Викторина.
1. Эстафета проводится в спортивном зале (на спортплощадке), который украшен шарами, оформлен лозунгами, высказываниями о математике. У команд должны быть эмблемы и девизы.
2. Для проведения конкурсов готовится раздаточный материал, таблицы судейства, спортивный инвентарь.
3. Выбирается жюри, проводится инструктаж по оцениванию каждого конкурса.
4. Оборудование: 7 «башен» с физкультурными и математическими заданиями, выполненные из составленных попарно столов, 6 карт маршрутов, столы для итогового задания и для жюри, сундук с шоколадными монетами, грамоты и медали победителей.
Ход игры
Звучит музыка, возвещая о начале мероприятия.
Ведущий: — Наш Форт Боярд ворота открывает только тем, Кто смел, находчив и с хорошим настроеньем.
И только ловкость, знания и смех
Помогут победить вам без сомненья!
Добрый день, дорогие гости и участники нашей математическо-физкультурной викторины «Форт Боярд». Турнир будет интересным и захватывающим как для команд, так и для болельщиков. Сегодня у нас необычное мероприятие, несовместимые виды деятельности — спорт и математика. Самые интересные и увлекательные задания ждут вас в ходе игры. А насколько это будет интересно, узнаем в конце состязания. Помните, что поддержка товарищей по команде, спортивный дух, математическая смекалка и единство помогут вашей команде одержать победу!
Проводится жеребьевка. Капитаны команд поочередно вытаскивают из мешка пронумерованные теннисные шарики. Распределяются маршруты.
1. «Башня величин».
Спортивное задание «Пингвин».
Команда выстраивается в одну линию и ставит ноги на ширине плеч. Первый участник зажимает мяч между ног. В таком положении, переваливаясь с одной ноги на другую, как пингвин, надо пройти до флажка, не выронив мяч. Добежав до своей команды, отдает стоящему впереди мяч, и его передают поверху. Как только первый участник отдал мяч, он бежит в конец колонны, а получив мяч, толкает его, чтобы докатился до первого игрока, который должен наклониться и поймать его. И так — все участники.
Математическое задание.
Для каждой группы приготовлены задания с основными величинами: длина, масса и время. Ребятам необходимо перечислить их единицы, начиная с наименьшей, и наоборот, затем сравнить их между собой (5 т 3 ц … 503 кг; 71 т … 710 ц; 320 ц … 32 кг), а также решить задачи на нахождение скорости и расстояния.
Например: Велосипед ехал по дороге в гору со скоростью 8 км/ч 3 часа, с горы 12 км/ч 2 часа. Какое расстояние он преодолел?
Инвентарь: мяч, флажок, карточки с заданиями, ручка.
2. «Башня математических игр».
Спортивное задание.
Упражнение с обручем. Дети встают в ряд и по очереди пролезают через обруч. Как только все пройдут препятствие, команда получает доступ к математическим заданиям.
Математические задания.
1) Игра «Не собьюсь!». Встав в круг, нужно сосчитать до 20 (30,40,60,70) по порядку, только вместо чисел, которые делятся на 2 (3, 4, 6, 7), говорить «не собьюсь!».
2) Кроссворд.
Инвентарь: обруч, задания на карточках
3. «Башня логики».
Спортивное задание. Участники приседают попарно, при этом надутый шарик находится между их спинами. Сделать 10 приседаний, не уронив шарик.
Математическое задание. Найти ответы к логическим задачам на предложенных карточках (посчитать сколько квадратов в геометрической фигуре; какое число уменьшится на треть, если его перевернуть?)
Инвентарь: 5 шариков, задания в конвертах.
4. «Башня Уравнений».
Спортивное задание «Быстрый поезд».
Участники каждой команды строятся один за другим в колонну. Перед командой на расстоянии 6-7 м — флаг. Первый игрок бежит к нему, обегает его и возвращается на место, берет за руку следующего участника, и ребята бегут к флагу вдвоем. Затем возвращаются и берут третьего и т.д., пока вся команда не обежит вокруг флажка.
Математическое задание.
На листе бумаги записаны уравнения, также учащиеся получают карточки с числами. Нужно выбрать карточки, на которых есть ответ к уравнениям. С обратной стороны карточек изображены буквы. Составить слово из полученных по ответам бyкв.
Инвентарь: флажок, лист с уравнениями, карточки с числами.
5. «Геометрическая башня».
Спортивное задание.
Упражнение «Фишки с мячом». Нужно пронести в перевернутой фишке мяч и не уронить его. Задание выполняется попарно.
Математическое задание.
Командам предлагается отгадать загадки на геометрическую тематику и решить логические задания, в которых нужно передвинуть палочки так, чтобы получилась новая геометрическая фигура.
Инвентарь: спортивные фишки, мячи, счетные палочки.
6. «Башня Творчества».
Спортивное задание «Попробуй не упади».
Ученики разбиваются по парам, связывают по одной ноге в паре друг с другом. Участники должны пройти дистанцию и обратно, не упав, и как можно быстрее. Далее задание выполняют следующие пары.
Математическое задание.
Каждому игроку команды выдается фрагмент раскраски — пазл, где нужно решить примеры и раскрасить по цвету получившегося числа. Как только игроки раскрасили свои пазлы, их нужно собрать в один рисунок. Название рисунка написать на листе.
Инвентарь: 2 комплекта карандашей, распечатанные раскраски-пазлы, лепестки цветка, ручка.
7. «Башня задач».
Спортивное задание.
Участникам нужно выполнить 42 прыжка через скакалку за 1 минуту.
Математическое задание.
Решение задач на логику и составных задач на цветных карточках.
Например: В альбоме 12 листов. Если на каждый наклеить по 7 марок, то останется 36 марок. Сколько всего было марок?
Инвентарь: 3 скакалки, секундомер, карточки с задачами, листы бумаги, ручки.
Подведение итогов. Награждение.
Анна САИДОВА,
студентка 2-го курса Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами.