Хочу все знать!
Цели: образовательные — повышение интеллектуального и культурного уровня, интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету, совершенствование умения учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка и применения на практие полученных знаний; развивающая — развитие творческих способностей, логического мышления учащихся; воспитательные — воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, формирование умения работать в разновозрастной группе, команде.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Ведущий: — Уважаемые гости и школьники! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной развлекательной игре «Хочу знать все». Девиз нашего конкурса — «Кто владеет знанием — тот владеет миром». Наш турнир проходит в библиотеке. Без чтения нет настоящего образования. Ведь книга всегда была и остается для нас главным источником знаний, учителем жизни, она несет нам красоту слова и мысли. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. Вам предстоит пройти несколько этапов.
В состязании участвуют две команды: «Умники» и «Знатоки», в каждой — по 6 человек. Правила интеллектуального соревнования: в ходе каждого тура командам задаются вопросы. За правильный ответ — 1 очко. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество. Критерии: оригинальность, краткость, выразительность, эмоциональность.
Из присутствующих родителей выбираются наблюдатели. Представление жюри.
I тур — «Русский язык».
Ведущий: — Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские писатели. (Участники команд зачитывают высказывания писателей о русском языке.)
Конкурс знатоков русского языка.
1. Назовите одним словом: храбрый человек (храбрец), болтливый человек (болтун), ленивый человек (лентяй), мудрый человек (мудрец), богатый человек (богач), веселый человек (весельчак).
2. Раздел языкознания, изучающий части речи.
3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы «какой? чей?».
4. Предложение, в котором нет второстепенных членов.
5. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
6. Новые слова, возникающие в языке.
7. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания.
8. Слова, имеющие два корня.
9. Слова, имеющие одно лексическое значение.
10. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
11. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.
12. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
13. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов.
14. Что изучает морфемика?
15. Слова, имеющие несколько лексических значений.
Ведущий: — Уважаемые знатоки и умники! Каждый образованный человек должен обогащать свое мировоззрение, и для этого существуют библиотеки, где мы открываем для себя мир переживаний, чувств, мыслей, интересные истории, которые рассказывают писатели в своих произведениях. В библиотеке очень тихо. Но вы прислушайтесь — книги заговорят с вами. «Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков», — писал М.Горький. Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: «Эта книга перевернула мою жизнь».
II тур — «Технари ХХI века». В конкурсе разыгрываются темы: «Дела духовные», «Книжный мир», «Науки» (вопросы из разных областей знаний), «Языки», «Мир вокруг нас», «Размышления о профессии».
Ведущий: — Все быстрее движется человечество вперед. Покорен океан, освоено небо, крупнейшие реки дают нам элекрическую энергию, становится послушным атом. Но еще много неизведанного, загадочного на земле.
Участники конкурса отвечают на вопросы.
Назовите самую известную комету? (Галлея.) Кому из героев «Горе от ума» принадлежат слова: «Счастлывые часов не наблюдают» (Чацкий.) Кому посвящена драма «Борис Годунов»? (Н.М.Карамзину.) Как называется водная оболочка земли? (Гидросфера.) Название этой спортивной игры произошло от английского города, где она впервые появилась. (Бадминтон.) Он брал сюжеты рассказов из своей практики врача. (А.П.Чехов.) Когда был утвержден государственный язык Республики Узбекистан? (21 октября 1989 г.) О людях какой профессии идет речь в стихотворении Э.Вахидова «О сердечных волнениях» (О врачах.) Кто перевел роман в стихах «Евгений Онегин» (Айбек.) Каких узбекских деятелей художественного искусства вы знаете? (Чингиз Ахмаров, Рузи Чориев...) Самая общительная профессия. (Журналист, экскурсовод, тренер, учитель…)
Ведущий: — «Сила слова и богатства человеческой мысли неисчерпаемы. Одной из впечатляющих форм их выражения являются афоризмы, жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, как способность создать и увидеть новое. Эту индивидуальность надо лишь проявить. Как сказал древнегреческий поэт Феокрит: «Есть у мудрейших обильный запас изречений. Много для жизни полезных советов может в нем каждый найти». А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.
Задание зрителям «Доскажи фразеологизмом»:
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят: … (водой не разольешь).
2. Мы исходили городок
Буквально… (вдоль и поперек).
3. И так устали мы в дороге,
Что еле… (волочили ноги).
4. Фальшивят, путают слова,
Поют… (кто в лес, кто по дрова).
5. Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь… (медвежью услугу).
III тур.
1. Замените высказывание пословицами:
Учись всю жизнь. (Век живи — век учись.) Береги время. (Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.) Не ссорься. (Худой мир лучше доброй ссоры.) Не торопись, делай все аккуратно. (Семь раз отмерь — один раз отрежь.) Нехорошо заглядываться на чужое. (Берут завидки на чужие пожитки.)
2. Отгадай пословицу по первому слову.
IV тур — «Гонка за лидером».
Метод «Кластер».
— Вспомните представителей русской литературы начала ХIХ века и названия известных вам произведений. В течение 5–8 минут представители команд называют произведения писателей. Кто назовет наибольшее количество авторов и их произведений — победит в конкурсе. За каждый правильный ответ — 1 балл.
V тур — «Волшебный круг».
1. Сколько имен существительных можно прочитать в этом круге? (Буквы располагаются по кругу, читать по часовой стрелке.)
Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я
2. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги. (Например: юг, яд, ел, яр, ад, ус, ал и т.д.)
Подведение итогов.
Ведущий: — Мы не властны над речью других, но изменить к лучшему свою речь мы можем. Это наше зеркало, и пусть оно будет чистым. В завершение позвольте дать несколько советов. Для повышения грамотности речи больше читайте. Во все времена на Востоке и Западе у просвещенных людей книга считалась источником знаний, главным учителем: «Птица без крыльев не сможет взлететь, так и человек без книг не сможет развиваться». Любите и берегите книги, и тогда они будут помогать вам всю жизнь!
Подготовила Максуда НАЖМИДДИНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 2 Вабкентского района.
Бухарская область.