Книга — великое чудо
Цели: развивать интерес учащихся к книгам и чтению; формировать коммуникативную компетенцию и общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи: образовательные — расширить представления о книгах, углубить знания учащихся; развивающие — развивать творческие способности учащихся, образное, логическое и креативное мышление, воображение; воспитательная — прививать интерес к творчеству писателей.
Оборудование: выставка книг.
Ход викторины
Организационный момент.
Ведущий: — В нашей стране много людей, любящих читать книги. Книга — это маленькая дверь в большой мир. Читая художественное произведение, человек узнает, что мир велик и разнообразен и в то же время един. Когда и где бы ни жили люди, в литературе разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и любовь к родине, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали лень, скупость, трусость, зло… Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в страну творчества и фантазии.
Представление команд и членов жюри.
Ведущий: — Ответы участников будут оцениваться следующим образом: за каждый полный и правильный ответ команда получает 5 баллов, за правильный, но неполный ответ — 4, за неправильный — 0 баллов.
1. Приветствия команд.
2. Домашнее задание. Каждая команда подготовила инсценировку сказки.
Ведущий: — У любой книги есть автор. Вам будут представлены портреты писателей и поэтов, нужно назвать их и коротко рассказать их биографию.
4. «Назови произведение по картинке».
Ведущий: — Вам предоставится иллюстрация в виде пазлов. Ваша задача — составить из пазлов картинку и угадать по ней произведение и автора.
5. Конкурс чтецов. Участник от каждой команды выразительно рассказывает наизусть заранее подготовленные стихи.
6. «Кто автор?»
— Каждой команде будет прочитан отрывок из произведения, надо назвать автора и само произведение.
(Легенда «Яблоня», Ш.Силь-верстайн; басня «Ворона и лисица», И.Крылов; «Прощание с летом», К.Паустовский; «Зимнее утро», А.Пушкин; «Серебряное копытце», П.Бажов; «Одуванчик», К.Мухаммади.)
7. Конкурс капитанов. Устный блиц-опрос — по 4 вопроса.
Например:
Назовите автора стихотворения «Конец зимы». (К.Хикмат.) Из какого стихотворения строки: «Долины сохнут и пестреют, Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей»? («Гонимы вешними лучами», А.Пушкин.)
О чем стихотворение К.Мухаммади, которое начинается словами: «Желтым круглым венчиком…»? (Об одуванчике.) Чем зарабатывал себе на хлеб в Багдаде Ахмад аль-Фергани? (Перепиской книг.) Что построил в Дамаске аль-Фергани? (Обсерваторию.) Чьи это слова: «Дорогие мои ученики, не старайтесь меня вылечить, видимо, настал мой час... Вместо себя я оставляю 5 лучших табибов. Вы слушайтесь их и другим рекомендуйте»? (Ибн Сино.) С кем подружилась черепаха из басни Х.Ниязи? (Со скорпионом.) Кто такая Клеопарда из рассказа В.Бианки «Бешеный бельчонок»? (Собака.) Где стоял корабль из рассказа Л.Толстого «Акула»? (У берегов Африки.) Кем был отец одного из мальчиков из рассказа Л.Толстого «Акула»? (Старым артиллеристом.) Произведение «Прыжок» написал… (Л.Толстой.) Где происходят события в рассказе Л.Толстого «Прыжок»? (На корабле.) Назовите автора стихотворения «Про счастье». (Владимир Коркин.) Как звали главную героиню рассказа Бажова «Серебряное копытце»? (Дарёнка.) Как звали дедушку, который взял к себе жить девочку-сиротку? (Кокованя.) Когда и где родился аль-Фараби? (В 870 году в местности Фараб.) Когда и где родился аль-Фергани? (В 797 году в Фергане.) Куда и зачем отправился Ахмад аль-Фергани в 15 лет? (В Багдад, изучать математику и астрономию.) Как называли Фараби его современники? (Аристотелем Востока.)
Ведущий:
— Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в викторине отличился?
Подведение итогов. Слово — жюри, награждение.
Ведущий: — Вы сегодня доказали, что любите литературное чтение и много знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы молодцы! Желаем вам дальнейших успехов и побед!
Подготовила Жамила ЮСУПАЛИЕВА,
учитель общеобразовательной школы № 1 города Джизака.