По дорогам сказок
Если попытаться лаконично выразить самую суть узбекских народных сказок, то можно сказать о личности, стремящейся к свободе, счастью и познанию мира, о герое, отправляющемся в далекое путешествие, навстречу опасным и удивительным событиям. И какие бы приключения с ним ни происходили, он всегда смел, благороден, полон желания помогать людям, бороться с силами зла.
Замечательная узбекская народная сказка «Сладкоголосый соловей» интересна своей композицией, сложным и мастерским поворотом сюжета, динамичностью. Она побуждает юных читателей к добрым поступкам и размышлению.
Литературная игра по мотивам узбекской народной сказки «Сладкоголосый соловей»
Цели: развивающие — развивать познавательные интересы, самостоятельность, творческую активность; воспитательные — воспитывать нравственные качества учащихся, умение работать в группе, любовь к чтению.
Оборудование: рисунки учащихся, конверты с текстами для участников инсценировок, реквизит, «Дерево загадок», жетоны.
Условия игры: за каждый правильный ответ команда получает жетон, побеждает группа, набравшая большее количество жетонов.
1-й тур. «Дерево загадок».
Игроки команд поочередно снимают с дерева листочки с записанными на них загадками, отгадывают их:
Что было величиной с копейку, затем — с пятак, а после — с тюбетейку, с лепешку? (Пятнышко голубого неба, на месте пропавших изумрудных листочков чинары.)
Кто в сказке спал с открытыми глазами? (Луноликая красавица.)
Кто сказал царевичу слова: «Кто тебя один раз накормил, тому сорок раз поклонись»? (Обезьяна — верный друг царевича.)
Почему нельзя было поднимать покрывало на клетке сладкоголосого соловья? (Он начинал петь и зачаровывал.)
Кто был ростом с минарет, каждое плечо как чинара, рот как пещера, глаза как старые мешки, нос как печь для лепешек, тело как у слона? (Колдун.)
Стоит его поджечь, как пери тут же придет на помощь царевичу. О чем речь? (О волшебном волосе из косы пери.)
2-й тур. «Внимательный читатель».
Вопросы:
Ствол чинары, изготовленный мастерами для шаха, был из яхонтов, ветки — из…, листья — из… , а плоды — из… (Хризолита, изумруда, жемчуга.)
Сколько лет трудились мастера над изготовлением драгоценного дерева? (Семь лет.)
Чем должен был угостить царевич волшебного коня Кара Калдыргоча, чтобы он пошел за ним? (Кишмишом.)
Как старший брат смог узнать младшего после долгой разлуки? (По метке от копыта на левом плече.)
Каким образом царевич попадал во дворец очередного шаха? (Через подземные ходы, вырытые обезьяной.)
Как царевич боролся со сном в саду отца? (Надрезал себе палец, натер ранку солью с перцем.)
3-й тур. «Живые картины».
В конверты вложены отрывки из текста сказки, команды должны изобразить «живую картину» данного эпизода.
4-й тур. «Волшебные числа»: ответить на вопросы по тексту сказки, употребив числительные.
5-й тур. «Задание для лидеров»: записать в правильной последовательности три задания, выполненные царевичем, и указать цели.
1) Достать сладкоголосого соловья. Цель: спасти родной город от ханского гнева и разорения. 2. Привезти луноликую красавицу царевну в золотом сундуке. Цель: получить сладкоголосого соловья. 3. Достать крылатого коня Кара Калдыргоча. Цель: получить красавицу царевну.
6-й тур. «Похожие сказки».
Провести параллели с русскими народными сказками. Например, рассказать похожий эпизод из других сказок: с дорогой, расходящейся на три части и камнем с надписями (сказка о молодильных яблоках и живой воде); царевич также получает одно за другим задания от правителя («Иван-Царевич и Серый волк»); верный друг помогает трижды перехитрить каждого правителя с помощью волшебных превращений («Конек-горбунок», П.Ершов.) и т.д.
Замира НУРМАНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 21 города Ангрена.
Ташкентская область.