Наши права и обязанности
Тема: «Конституция — Основной Закон».
Цели: систематизировать знания учащихся по основным статьям Конституции и Конвенции о правах ребенка, довести до сознания каждого учащегося значение этих знаний; формировать понятие о том, что главный долг учащегося — это учеба, воспитывать чувства патриотизма, гордости за Родину, желание получить хорошие знания и быть полезным своей стране.
Оборудование: Конституция Республики Узбекистан, государственные символы, аудиозапись гимна, плакаты о правах и обязанностях, видеопрезентация о занятости детей во внеурочное время.
Ход мероприятия
Учитель: — Вот уже 27 лет наш народ спокойно живет, работает, мечтает и воплощает в жизнь свои мечты. Ребята, вы — юное поколение, будущее нашей независимой страны. Родина уверена, что вы достигнете многого, пополняя свои знания, станете гармонично развитыми личностями. Наше мероприятие посвящено великому и дорогому для сердца каждого жителя Узбекистана празднику — Дню Конституции Республики Узбекистан. А что такое Конституция, ребята? (Ответы учеников.) Все права и обязанности — ваши, ваших родителей и всех граждан государства — записаны в Конституции Республики Узбекистан. Каждый должен знать их и понимать, что можно делать, а что нельзя, чтобы не нарушать права других людей.
Ученик:
— Конституция — это Закон,
Это наши с вами права.
Конституция Узбекистана —
Для народа везде и всегда!
А зачем же она существует,
И зачем же она нам нужна?
В Конституции Узбекистана —
Все наши законы и права.
Учитель: — Наша Конституция определяет авторитет государства. Она отражает волю и дух народа.
Дети читают статьи из Конституции и стихи.
Ученица: — Узбекистан — суверенная демократическая республика.
Узбекистан! Моя земля,
Ты светом ярких теплых дней
К себе влечешь сердца людей.
Узбекистан! Ты край любви,
Цветов и вечного богатства.
И ты земля, где люди все
Живут с любовью, веря в братство.
Ученик: — Статья 5. Республика Узбекистан имеет свои государственные символы — флаг, герб, гимн, утверждаемые законом.
В гербе узбекском — пики синих гор,
Дары полей — созревший хлеб и хлопок.
Вот птица счастья — слышишь,
Этот звук, зовущий нас на солнечный простор.
В гербе вода великих рек течет
И солнца диск сияет за горами.
А птица счастья мощными крылами
Узбекистан в страну мечты несет.
Ученица:
— Флаг Узбекистана — наш с тобою флаг,
Каждый цвет на флаге — не случайный знак.
Нежно-голубая полоса на нем —
Это наше небо ясным летним днем.
Белая полоска — символ доброты,
И её на флаге тоже видишь ты.
Протяни же руку, если друг в беде,
Знай, что наша сила скрыта в доброте.
А в полоске третьей — свежая листва,
Что весною шепчет нежные слова,
С матерью-природой связаны навек,
Цвет зеленый любит каждый человек.
Флаг Узбекистана — наш с тобою флаг,
Каждый цвет на флаге — это добрый знак.
Обещаю верность Родине хранить,
Вырасту и честно буду ей служить.
А силу торжественной песни страны.
Почувствуй, прослушав ее.
Исполняется Гимн Республики Узбекистан.
Ученик: — Статья 6. Столица Республики Узбекистан — город Ташкент.
Ташкент! Великая столица,
Чудесный край, любимый мой.
Повсюду светлые я вижу лица,
Своей ты поражаешь красотой.
Ташкент! Великая столица,
Ты уголок для счастья и любви.
Тобою смело я могу гордиться,
Ведь нет красивей парков, чем твои.
Ученица: — Статья 50. Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде.
Милый край, его природу
Будем свято мы хранить,
Славу своего народа
Умножать, превозносить.
Ученик: — Статья 41. Каждый имеет право на образование. Государство гарантирует получение бесплатно общего образования. Школьное дело находится под
надзором государства.
Чтоб с наукой подружиться
С книжкой в маленькой руке,
Правом пользуюсь — учиться
На родном мне языке.
Ученица: — В Конституции записано о том, что для защиты территории нашего государства, охраны мирной жизни и безопасности населения в нашей стране созданы Вооруженные Силы.
Учитель: — С момента рождения на территории страны каждый из нас становится гражданином Республики Узбекистан. Это значит, что наша Родина будет заботиться о нас и защищать. В Конституции записано о том, что народ Узбекистана составляют граждане
Республики Узбекистан независимо от национальности. А что значит быть гражданином своего государства?
Ученик: — Это значит — заботиться об окружающих нас людях, добросовестно выполнять свои обязанности и быть полезным стране. Все граждане Респуб-лики Узбекистан имеют равные права независимо от национальности, профессии и занимаемой должности. Девочки и мальчики, женщины и мужчины — все в нашем государстве имеют равные права.
Наши главные обязанности: расти здоровыми; слушать родителей, помогать им; не нарушать правила поведения дома и в общественных местах; никого не обманывать, не брать чужое, не обижать животных, беречь природу; соблюдать чистоту и др.
Учитель: — Мы знаем, что ученье — свет, а неученье — тьма. Каждый из нас имеет право на учебу. Учиться надо для того, чтобы быть умным, много знающим и умеющим человеком. Родители и учителя помогают детям стать такими. Когда вы станете взрослыми, родители и учителя будут гордиться вами, ведь вы своим трудом принесете большую пользу стране. Поговорим о наших правах и правах других.
Ученица: — Каждый гражданин нашей страны имеет право делать то, что ему нравится — учиться, петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, писать стихи, танцевать — пока это не противоречит законам и не задевает права других. Ведь, как говорится, наши права заканчиваются там, где начинаются права других.
По этому высказыванию учитель разъясняет ситуации из жизни. (Видеопрезентация.)
Учитель: — Оскорблять и бить — запрещается!
Ученик: — В законах нашей страны закреплено, что никто никого не имеет права оскорблять, ругать, бить или предпринимать действия, задевающие права и честь другого. Никто из нас также не имеет права обзывать других и драться с другими мальчиками и девочками.
Ученица: — Важнейшее право человека — это право на жизнь, оно гарантирует нам мирную жизнь, защищенную от каких-либо посягательств на нее.
Ученик: — Но каждый из нас должен сам беречь себя — мыть руки перед едой, соблюдать правила гигиены и безопасности жизни, тепло одеваться, если на улице холодно, не купаться в холодной воде. Заботиться о своем здоровье — это наша обязанность. Если все мы будем делать зарядку, заниматься спортом, тогда все болезни будут обходить нас стороной.
Ученица: — Статья 40. Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание. Если кто-то из нас заболеет, к нам обязательно вызовут врача или на машине «Скорой помощи» отвезут в больницу и будут лечить.
Ученик:
— Если жар все тело ломит
И совсем не до игры,
То врача позвать на помощь —
Это право детворы.
Учитель: — Ребята, а вы знаете что такое «Конвенция о правах ребенка»? Конвенция объединяет весь спектр прав, относящихся к детям. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В 41 статье Конвенции излагаются права, которыми обладает каждый ребенок в возрасте до 18 лет. Эти права нужно уважать и защищать.
Ученица: — Все права, предусмотренные конвенцией, обеспечиваются за каждым ребенком без какой-либо дискриминации.
Ученик: — Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Ученица: — Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу.
Ученик: — Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка.
Ученица: — Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.
Ученик: — Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.
Ученица:— Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, первоочередное внимание для первичной медико-санитарной помощи.
Ученик: — Каждый ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения.
Ученица: — Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Учитель: — Закончить это мероприятие хочу словами великого узбекского поэта Алишера Навои: «Поймите, люди всей земли: вражда — плохое дело, живите в дружбе меж собой — нет лучшего удела». Надеемся, что вы убедились в том, как важно всем знать свои права и выполнять свои обязанности.
Подготовила Мавжуда ЮНУСОВА,
учитель общеобразовательной школы № 2 Канимехского района.
Навоийская область.