Применяя знания на практике
Тема: «Пришивание застежек, крючков и пуговиц. Технология пошива пайеток».
Цели: образовательная — способствовать формированию знаний о видах фурнитуры и мелком ремонте одежды; развивающая — развивать творческое мышление; воспитательные — воспитывать бережное отношение к предметам и материалам труда, прививать интерес к труду.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, ткани, фурнитура, иголки, булавки, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: — На прошлом уроке вы познакомились с разными видами фурнитуры. Разгадайте кроссворд, вспомните, что же относится к фурнитуре. Кто выполнит задание первым, получит бонусные баллы. (Слайд.)
Без нее мы не застегнем одежду. (Пуговица.) На него ловят рыбу. (Крючок.) Эластичная лента. (Резинка.) Когда идет гроза, сверкает … (Молния.) На нее все цепляется, она такая липучая. (Липучка.) Без нее не закрепится пояс на талии. (Пряжка.) Хотя и мала, да удержать не слаба. (Кнопка.)
Учитель: — Отвечая на вопросы, мы повторили знания о видах фурнитуры, приспособлениях, которые применяются для закрепления и украшения деталей одежды. Народ придумал о них много пословиц и поговорок: «Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк». Какие пословицы и поговорки вы знаете о пуговицах? (Ответы.)
III. Формирование новых знаний.
Учитель: — На прошлом уроке вы узнали, какие бывают пуговицы по форме, размерам и о материалах, из которых их делают. В допетровской России пуговицы на одежде были своеобразной «визитной карточкой» владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах, близости к власти. К каждому виду платья полагалось строго определенное число пуговиц: к кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц, к шубе — по 8, 11, 13, 14, 15, 16 и т.д. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигилее (стеганый кафтан с коротким рукавом, который носили ратники). В Средней Азии по количеству пришитых на парандже женщины пуговиц окружающие узнавали, много ли у нее детей и из какого она рода. Как видите, пуговица хоть и маленький элемент одежды, но несет в себе много информации. (Слайд.)
Сегодня мы закрепим навыки по пришиванию пуговиц и другой фурнитуры.
Учитель пошагово объясняет способы пришивания пуговиц разных видов, кнопок, пайеток, крючков и петель. (Слайд.)
IV. Закрепление знаний учащихся. Практическая работа.
Учитель: — Сегодня мы выполним творческое задание — панно. Учитывая, что приближается Новый год, выберем соответствующую тематику. У вас имеются ткань, пуговицы, пайетки, молнии, крючки и другая фурнитура, при помощи которой вы сможете создать свой шедевр. Выберите подходящий для вашей работы способ пришивания, инструменты и приспособления.
Порядок выполнения работы.
Учитель: — Нарисуйте на ткани эскиз будущего новогоднего панно. При необходимости можно вырезать желаемую фигуру из фетра. (Слайд.) Выполните работу с соблюдением правил техники безопасности. По окончании приведите в порядок рабочее место.
V. Подведение итогов и оценивание работы.
Презентация творческих работ с демонстрацией выставки у доски.
Комментирование учителем лучших работ и оценивание активных учащихся.
VI. Домашнее задание: составить и оформить образцы пришивания фурнитуры разных видов.
Нодира СУБХАНОВА,
учитель общеобразовательной школы № 290 Бектемирского района.
Город Ташкент.