Воплощение мужества, справедливости и безграничной честности
Тема: «Воплощение мужества, справедливости и безграничной честности».
Цели: образовательные — проверить знание текста романа «Скорпион из алтаря»; освоение учащимися художественного «пространства» произведения и умения давать характеристику главному герою; развивающие — развивать творческие способности учащихся, их устную монологическую речь, навыки самостоятельной аналитической работы с художественным текстом, выделять отличительные черты главных героев; воспитательные — прививать любовь к узбекской литературе, интерес к истории Родины.
Задачи: формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, иллюстративный, демонстрационный, работа с учебником, беседа, «мозговой штурм», «синквейн», «ПОПС».
Оборудование: портрет А.Кадыри, иллюстрации к роману, мультимедийная презентация.
Эпиграф: «Моя мечта — жить с чистыми руками и совестью…»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Вступительное слово учителя:
— Мы продолжаем изучение романа А.Кадыри «Скорпион из алтаря», правдивого произведения о социальной, нравственной жизни туркестанского общества на рубеже двух веков. В этом произведении писателю удалось отобразить картины жизни и истории узбекского народа, ярко и проникновенно передать колорит эпохи, раскрыть характеры героев такими, какими они были в исторически реальных условиях 40-х годов ХIХ века. Писатель как бы изнутри показывает неприглядную подноготную придворной жизни: бесправие, неравенство, унижение человеческого достоинства, низкопоклонство, интриги и клевету. Автор погружает своих героев в бурлящий круговорот событий, словно для того, чтобы в жизненных испытаниях подтвердить правоту собственного утверждения: «Человек все же остается человеком!». Роман А.Кадыри помогает за внешней, бытовой стороной жизни понять человеческую, мудрую суть происходящих событий. Загадки романа — это загадки жизни, которые Кадыри учит нас видеть и понимать. Обратимся к тексту произведения.
2. Аналитическая беседа по тексту произведения. («Мозговой штурм» — проверка знаний, без которых невозможно анализировать роман.)
Вопросы: 1) Расскажите о детстве Анвара. Был ли он для своих родителей желанным ребенком, и как он оказался в доме Салиха Махдума? 2) Зачитайте из текста, каким Анвар был по характеру в детстве. С кем он дружил? 3) Почему Махдум покровительствовал Анвару, сыну бедного красильщика? 4) Как Анвар попал на службу во дворце? 5) Как относились к Анвару в ханской канцелярии? Он пользовался авторитетом, или наоборот, его не уважали? 6) Использовал ли он свое положение в корыстных целях? Подтвердите словами из текста. 7) Почему, по какой причине он отказался от повышения в должности? Чем оправдан этот поступок?
3. Кинопауза (просмотр фрагмента беседы Анвара и Рано о назначении на должность главного писаря).
Учитель акцентирует внимание учащихся на эпиграфе урока, словах Анвара: «Я не рожден для подобных дел… Моя мечта — жить с чистыми руками и
совестью…»
Учитель: — Давайте проследим, остался ли Анвар верным своим убеждениям до конца.
4. Продолжение вопросно-ответной беседы:
За время службы во дворце у Анвара появились друзья и враги. Кого было больше? Кто остался ему верен до конца? В чем проявилась истинная дружба? Как враги Анвара отнеслись к тому, что его хотели назначить главным писарем во дворце, что говорили? Что было «огоньком жизни» Анвара среди всех дворцовых интриг и заговоров?
5. Инсценировка: встреча Анвара с Рано (сценическое действие помогает активизировать учащихся и развивать их творческие способности, повысить интерес к изучению узбекской литературы).
6. Опрос по домашнему заданию. Ответ на проблемный вопрос: любовь к Рано — счастье или несчастье Анвара?
III. Закрепление. Образная характеристика главного героя. (Вместе с учениками составляем примерную характеристику Анвара. Суммируем ответы в виде синквейна.)
7. Составление синквейна (слайд):
Анвар.
Честный, благородный.
Защищает, отстаивает (права людей).
Анвар — воплощение мужества, справедливости и безграничной честности.
Любимец народа.
8. Обобщение. Кинопауза: просмотр фрагмента «Освобождение Султанали».
Учитель: — Роман называется «Скорпион из алтаря». Давайте еще раз уточним значение этих слов и выясним, кто же является в романе «скорпионом из алтаря». (Вспоминаем слова из предтекстовой работы, где дается толкование устаревших и малоупотребительных сейчас слов: алтарь — место (в виде возвышения) для жертвоприношений, жертвенник; скорпион — ядовитое членистоногое животное класса паукообразных.)
Кинопауза: просмотр фрагмента «Казнь Анвара». (Прошу объяснить главную мысль романа. Суммируя ответы, получаем вывод: «Скорпионом из алтаря» является мулла Абдурахман. Такие люди, как он, очень хотят иметь то, что недоступно им по разным причинам. И тогда они, обманывая себя и лицемеря перед другими, критикуют честных, порядочных людей несправедливыми словами, строят против них козни, отвечая злом на добро.)
9. Итоговый контроль. Тестирование (проверка усвоения материала):
1. Кому посвятила эти строки Рано: «Коль прольется масло в лужу, — выпьет лужу господин…»?
а) Анвару, б) Мулле Абдурахману,
в) Салиху Махдуму, г) Худояр-хану.
2. В каком городе происходили события романа?
а) в Коканде, б) в Бухаре, в) в Маргилане, г) в Ташкенте.
3. Сколько лет было Рано, когда она освоила программу мусульманской религиозной школы?
а) 17, б) 14, в) 18, г) 20.
4. Кто помог Анвару устроиться на службу во дворце?
а) Шахидбек, б) Салих Махдум,
в) Мухаммад Раджаббек, г) Султанали.
5. Укажите характерную черту внешности кокандцев:
а) высокий лоб, б) смуглая кожа,
в) слегка желтоватый цвет лица, г) темные волосы.
6. Что обозначало имя «Рано»?
а) цветок земли, б) бутон розы, в) красивый цветок, г) цветок шиповника.
7. О ком говорится в романе: «Всецело признает только свою волю и никогда не советуется со своей совестью»?
8. Кто был главной опорой Худояр-хана?
9. В каком году был написан роман «Скорпион из алтаря»?
10. Как в дальнейшем сложилась судьба Анвара?
IV. Заключительное слово учителя. Итоги и выводы.
Учитель: — Значение романа «Скорпион из алтаря огромно. Гуманизм Кадыри, его проникновение во внутренний мир человека, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни, способствуют духовному обогащению. Безусловно, романы Абдуллы Кадыри открыли совершенно новую страницу в многогранной узбекской литературе, во многом определив путь дальнейшего развития большого жанра.
Домашнее задание: составить «ПОПС» «Анвар — воплощение мужества, справедливости и безграничной честности».
Мунира БОБОМУРАДОВА,
учитель общеобразовательной школы № 280
Чиланзарского района.
Город Ташкент.