Совместное действие в обучении детей
Всевозможные наглядные пособия, видео- и аудиоресурсы, компьютерные игровые задания, физкультминутки помогают учащимся быстрее усвоить учебный материал. На уроках и после занятий часто обращаемся к «виртуальному миру». Всегда готов помочь в этом учитель предмета «Информатика и информационные технологии» Отабек Пардаев. Совместно с ним среди членов кружка «Мы изучаем русский язык» (2-й класс) провели конкурс «Самый лучший». На компьютерах была установлена программа STAMINA — клавиатурный тренажер (ученики уже усвоили алфавит досрочно в конце 2-й четверти). Детям было очень интересно, каждый старался. Для усвоения алфавита и клавиатуры конкурс имел большое значение.
Тема: «Буква «Ф, ф».
Цели: образовательные — познакомить учащихся со звуком [ф] и буквами «Ф, ф»; развивающие — формировать умения и навыки правильного произношения звука [ф] в слогах, указанных словах и словосочетаниях по теме «Наш город», научить писать и читать слова, начинающиеся на букву «Ф»; воспитательные — воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей среде.
Методы: «Кластер», занимательная игра «Горящий мяч».
Оборудование: Портрет Первого Президента Узбекистана И.А.Каримова, учебник русского языка, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал, слайды, картины, алфавит.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
Речевая разминка «Веселые буквы». Учащиеся наизусть выразительно читают стихотворения с иллюстрациями.
II. Опрос по домашнему заданию.
Индивидуальный опрос:
Что продают в магазине? (В магазине продают одежду и обувь.) Что купила мама дочке? (Мама купила дочке платье и туфли.) Что купила мама себе? (Мама купила себе пальто и платок.) Что купил папа сыну? (Папа купил сыну шарф и шапку.)
Фронтальный опрос.
«Тихий» опрос класса с использованием раздаточного материала.
III. Объяснение нового материала.
Вступительное слово учителя. Введение и первичное закрепление новых слов и типовых предложений. Учитель записывает на доске и знакомит учащихся со звуком [ф] и буквой Ф. Дети записывают в тетрадь и повторяют за учителем. (Слайд.)
Картинно-словарная работа:
флаг — bayroq, фонтан — favvora, филин — ukki.
Учитель предлагает назвать слова, которые начинаются с буквы Ф. (Фея, фантик, фонарь, футбол, фабрика, форма, финиш, фарфор…)
Учитель: — Ребята, 30 января — день рождения Первого Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. В Ташкенте и Самарканде установлены памятники И.А.Каримову. В процветание страны он вложил свой огромный труд…
На экране — портрет Первого Президента. Учитель просит учащихся встать. Минута молчания.
Демонстрация видеофильма о жизни и деятельности И.А.Каримова.
Работа с текстом «Наш город». Учитель читает текст и одновременно вместе с учащимися переводит на родной язык.
Словарная работа (слайд):
город — shahar, много — ko‘p, парк — bog‘, хiyobon.
Аквапарк — развлекательно–оздоровительный центр со спортивными и общедоступными бассейнами, прудами, водными увеселительными аттракционами и др. (Слайд — аквапарк Ташкента).
Достопримечательные места современного Ташкента. (Слайд.)
Ученики читают текст «по цепочке».
Беседа с учащимися. (Кто был в Ташкенте? В каких местах вы побывали? И т.д.)
IV. Закрепление. Составление кластера: ключевое слово «Ташкент».
Игра «Горящий мяч». Учитель бросает мяч поочередно детям, возвращая мяч, они произносят одно предложение из данного текста. За успешное участие ученик получает «путевку» на занятие «Клавиатурный тренажер».
Физкультминутка. Ученики повторяют за учителем движения и слова:
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Составление синквейна «Ташкент». Учитель записывает на доске
V. Подведение итогов. Комментирование оценок.
VI. Задание на дом: подготовиться к пересказу текста «Наш город», выучить словарные слова, дописать слоги и слова на букву Ф.
Дильфуза ДЖУМАЕВА,
учитель школы № 2 Музрабатского района.
Сурхандарьинская область.