О силе слова Алишера Навои
Тема: «Алишер Навои — перо мирового масштаба».
Цели: образовательные — познакомить учащихся с биографией и творчеством Навои, обогатить словарный запас на русском и узбекском языках, пробудить интерес к чтению произведений великого писателя, научить правильно и выразительно читать газели и рубаи; развивающие — развивать самостоятельную работу над выразительностью чтения, устную речь, память, мышление; воспитательные — воспитывать уважение к старшему поколению, любовь к Родине, прививать чувство гордости за свой народ, толерантное отношение к окружающим.
Оборудование: наглядные пособия, раздаточные материалы, видеоролик, слайды.
Методы: объяснительно-иллюстративный, «мозговой штурм», интерактивный.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы урока.
Учитель русского языка: — 21 октября в нашей стране отмечается День государственного языка. Сегодня мы с вами вернемся к истокам восхождения узбекского языка на достойный пьедестал. Вспомним нашего предка, который старался показать всю красоту и выразительность узбекского языка.
Учитель узбекского языка: — Ўзбек тили давлат тили мавқеида бўлиши бизни уни янада эъзозлашимиз ва эҳтиром курсатишимизга ундайди. Чунки унинг бойлиги ва гўзаллиги ҳақида буюк боболаримиз эслатиб ўтишган. Шулар орасида буюк шоир Алишер Навоийнинг ҳиссаси жуда каттадир.
Учащиеся декламируют стихотворения А.Навои на узбекском и русском языках.
II. Проверка знаний биографии поэта. Блиц-опрос:
Как Навои подписывал ранние произведения? Ёшлик чоғидан айрилмаган асари қандай номланган? Как звали его друга из династии Тимуридов? Навоийнинг қайси асари «Шоҳ асар» номи билан машҳур? Сколько дядей было у поэта, кем они были? «Хамса» неча достондан иборат? Номларини рус ва ўзбек тилларида айтинг. Кем был отец Алишера? Икки тил — форсий ва эски ўзбек тиллари — таққосланган китоби қандай номланади?
III. Работа по теме урока.
Учитель русского языка: — Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений — диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов.
Учитель узбекского языка: —
Навоийнинг кўплаб асарлари, шеру
достонлари деярли барча тилларга таржима қилинган. Ҳозир сизларга буюк шоир ҳақида сизлар билмаган фактларни айтиб берамиз.
«Мозговой штурм». (Слайды: изображение Захириддина Бобура и почтовая марка с изображением А.Навои.)
Учитель русского языка: — Как вы думаете, какая связь между Бабуром и Навои? (Ответы учащихся.) Бабур всегда мечтал встретиться с великим поэтом. Он преклонялся перед его творчеством и даже пытался вступить с ним в переписку.
Учитель узбекского языка: — Алишер Навоийнинг 500 йиллиги муносабати билан 1942 йилда собиқ Совет Иттифоқида маркалар босиб чиқарилган.
Учитель русского языка: — В 1947 году был снят фильм о жизни великого поэта. (Слайд.)
Учитель узбекского языка: — Ўзбекистонда, ҳаммангизга маълумки, Навоий номи билан аталган вилоят ва шаҳар бор. (Слайд.)
Учитель русского языка: — В 1970 году в состав Дальневосточного пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.
Учитель узбекского языка: — Ўзбекистон миллий кутубхонаси Алишер Навоий номи билан номланган. (Слайд.)
Учитель русского языка: — Именем Навои назван кратер на планете Меркурий. (Слайд.)
Учитель узбекского языка: — Дунёда Алишер Навоийнинг бир нечта ҳайкаллари бор: Москвада, Токиода, Бокуда, Ўшда. Ўзимизнинг шаҳарларимиздан Самарқанд, Навоий ва Тошкент шаҳарларида хам бор. (Слайд.)
Учитель русского языка: — Именем поэта названа одна из улиц в городе Алматы. (Слайд.)
Учитель узбекского языка: — Шунингдек, шоир шарафига Киевдаги, Ашхабоддаги ва Бокудаги кўчалар номланган. (Слайд.)
Учитель русского языка: — В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен юбилейный рубль с его изображением. (Слайд.)
IV. Актуализация знаний.
Учитель узбекского языка: — Энди сизлар билан кичик саҳна кўринишини томоша қиламиз.
Навои и пахлаван Махмуд сидят и беседуют. Навои жалуется на боль во всем теле. Махмуд предлагает ему заварить чай, Навои отказывается. Тогда Пахлавон Махмуд задает вопрос поэту:
— Дорогой наставник, вы можете мне объяснить значение слова «доманинг» в данном вашем стихотворении?
Доманинг кўкламдаги гул япроғидан покроқ,
Ғунчадек кўнглим-чи, шавкингдагн яқоси чокроқ.
Остонанг-ку бировлар тупроғидан пок эди,
Энди куз ёшим билан ювганда бўлди покроқ.
Навои внимательно слушает и молча думает некоторое время.
Затем недоуменно спрашивает у друга:
— Дорогой друг, я, наверное, очень болен, раз не могу вспомнить собственное стихотворение…
Пахлавон Махмуд громко рассмеялся и ответил:
— Я хотел немного вас рассмешить и отвлечь. На самом деле это отрывок из произведения вашего друга Джами!
— Дорогой друг, я и вправду из-за твоего розыгрыша забыл о болях во всем теле и, наоборот, приобрел головную боль.
— А вот головную боль я лечить умею. Сейчас заварю вам крепкий зеленый чай!
«Загадки» (по произведениям поэта).
V. Подведение итогов.
Учитель русского языка: — Урок, посвященный великому поэту и государственному деятелю Алишеру Навои, который навсегда завоевал свое место не только в мировой литературе, но истории, подошел к концу.
Учитель узбекского языка: — Алишер Навоийнинг ўзбек тили равнақига қўшган ҳиссаси унинг авлодлари учун улкан бойлик ва қимматбаҳо совғадир. Шунинг учун ўз тилимизни эъзозлашимиз ва қадрлашимиз керак.
VI. Домашнее задание: творческая работа по произведениям А.Навои.
Феруза МИРЗАЕВА,
учитель общеобразовательной школы № 2 города Ферганы.