Знатоки творчества Бабура
Цели урока: образовательные — обогатить знания учащихся о жизни и творчестве Бабура, формировать умения самостоятельно и последовательно излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения; развивающие — развивать логическое мышление и творческую активность детей; воспитательные — воспитывать высокие нравственные качества, интерес к творчеству поэта, прививать чувство уважения к памятникам культуры Узбекистана.
Оборудование: компьютер, проектор, портрет, книги.
Ход урока
Организационный момент.
На экране — портрет поэта. Вступительное слово учителя:
— Великий поэт, мыслитель, полководец, основатель Империи великих монголов, темурид Захириддин Мухаммад Бабур занимает особое место в истории культуры и литературы узбекского народа. В этом человеке сочетались самые разные таланты. Один из крупнейших представителей узбекской классической литературы, он оставил большое творческое наследие. Благодаря замечательным лирическим стихотворениям, научному труду «Трактату об арузе», «Мубайин» и знаменитой «Бабурнаме» получил мировую известность, стал поэтом на века.
Для участия в конкурсе «Лучшие знатоки творчества поэта» распределитесь на группы по 4 человека. Возьмите карточки любого цвета — белого, желтого или красного — с изображением луны, солнца и пламени.
Ученики с одинаковыми карточками образуют команду («Луна», «Солнце», «Пламя») и выбирают капитана.
Задание 1. Что вы знаете об этих датах (на экран выводятся даты): первой команде — 1483 год, 1494 год, 1497 год, 1501 год; второй команде — 1502 год, 1502-1503 годы, 1504 год; третьей команде — 1507 год, 1526 год, 1530 год.
Ответы команд.
Задание 2. Чтение наизусть рубаи (предложенные учителем или по выбору учеников).
Задание 3. Вопросы к капитанам команд: 1. Что собой представляет «Бабурнаме»?
2. Сохранилась ли рукопись «Бабурнаме»?
3. Из скольких частей состоит «Бабурнаме»?
Учитель: — Выдающийся востоковед В.В.Бартольд назвал этот труд лучшим произведением тюркской прозы.
Задание 4. Кроссворд «Бабур».
Учитель: — Если вы правильно заполните клетки по горизонтали, то в выделенных клетках по вертикали получится название государства, в котором родился Бабур. (Все сведения для решения кроссворда — в ответах учеников.)
1. Самое крупное прозаическое произведение Бабура. 2. Родной город Бабура. 3. Великий современник Бабура. 4. Правитель, вынудивший Бабура покинуть родину. 5. Язык, на котором написаны произведения Бабура. 6. Мать Бабура происходила из рода… 7. Название первой части крупнейшего прозаического произведения Бабура. 8. Страна, правителем которой был Бабур.
9. Первый город, завоеванный Бабуром.
10. Имя Бабура. 11. Выдающийся востоковед, исследователь творчества Бабура.
Подведение итогов. Заключение.
Подготовила Ирода ХОЛОВА,
учитель общеобразовательной школы № 18 Кызылтепинского района.
Навоийская область.